Нажмите "Enter", чтобы перейти к контенту

V Международный фестиваль «БТК-ФЕСТ: Театр актуальных кукол. микроМАКРО»

Серый тоскливый ноябрь Петербурга ежегодно раскрашивается яркими красками театральных постановок из Европы. Их под одной крышей собирает Большой  театр кукол и устраивает всем актерам и зрителям большой праздник — БТК-ФЕСТ. Ежегодно фестиваль имеет определенную тематику, в этот раз (а он уже пятый по счету) устроители решили отойти от традиции и просто разбили все спектакли на «микро» и «макро».
Организаторы фестиваля так говорят о своем детище:

«Фестивальные пространства, аудитории, спектакли и куклы поделятся на две равные части — большую и малую. Самой большой площадкой станет большая сцена БТК. А самый маленький зал — всего несколько сантиметров по тем измерениям — не вместит даже одного зрителя. За некоторыми спектаклями желающим придется подсматривать в замочную скважину или другие оптические приборы — по очереди и по одному. Будьте бдительны: на каждом шагу вас подстерегают куклы!» -предупреждает Арт-директор «БТК-ФЕСТ» Анна Иванова-Брашинская.

Руслан Кудашов, главный режиссер БТК:
«Мы часто путаем большое и малое:что действительно важно в нашей жизни, а что нет. Зачастую мелочам придаем больше значения тому, нежели  тому,что составляет суть нашей жизни. Мы не замечаем деталей, придающих смысл, и оглушаем себя гигантоманией идей, ведущих к пустоте. Мы заблуждаемся в частности и незрячи в целом. Мы микрокосмос или макрохаос? Крупицы света или бездна тьмы?»

Руслан Кудашов, главный режиссер БТК

«АртВестник» побывал на четырех спектаклях фестиваля. Почти единственное детское представление во взрослой программе создано немецким театром Waidspeicher по мотивам одноименной сказки братьев Гримм. На вращающейся сцене людьми в черном рассказывается история о семье, в которой было семеро сыновей, и, наконец родилась девочка. Она  была слабой и много болела. И вот отец отправляет сыновей за водой для ее крещения. В спешке братья роняют кувшин в колодец и не решаются вернуться домой. Разозлившийся отец кричит на них в нетерпении: «Пусть же все они превратятся в воронов!». Но не успел он это произнести, как увидел черных как смоль птиц, улетающих в небо. Повзрослев сестра отправляется на поиск братьев… На крыльях-перьях она преодолевает трудности, спешит разыскать тех самых воронов. Деревья в лесу  произрастают тоже в форме перьев… Пером, скорее всего, и писалась эта сказочная история…

Безумную галлюцинацию на тему смерти Валери Соланс (1936 -1988гг), самой красивой девушки Америки, талантливой студентки психологического факультета, которая провела свою жизнь в психиатрических лечебницах, поставила и сыграла Ингвильд Аспели. Валери — первая интеллектуальная проститутка, писательница, радикальная феминистка, женщина, стрелявшая в Энди Уорхола — персонаж сложный, многосторонний, скандальный и очень человечный. В спектакле, вдохновленном романом Сары Стридсберга «Факультет сновидений» играют маски, манекены, транслируются видеопроекции, присутствует добрая порция юмора и звучит живая музыка. Но главная героиня здесь — пустыня одиночества.

Спектакль «Предвидение» (16+) возник из коллекции любительских видео, найденных на сайте youtube. Авторы перформанса используют рамку сайта в качестве художественного сигнала, хранилища знаков и значений. Актриса Барбара Матижевич на сцене манипулирует ноутбуком, на экране которого показываются видео с youtube, отобранные так, чтобы соответствовать масштабу человеческого тела… Спектакль идет 45 минут. Идея интересна и держит внимание первые двадцать… Зрителям, не владеющим английским, может наскучить сей показ, дабы они пришли не на урок иностранного, а в театр.

В спектакле «Лагерь» голландского театра «Отель «Модерн» идет размышление о том, что происходило в концлагере Аушвиц. Огромный макет заполняет большую площадку: бараки, переполненные пленными, железная дорога и ворота с надписью: «Труд освобождает». Авторы постановки пытаются представить то, что представить невозможно, — самый масштабный геноцид в истории, произошедший в городе, специально для этого построенном. На сцене оживает миниатюрная версия концлагеря: тысяча кукол высотой 8 см изображают заключенных и палачей. Актеры, подобно гигантским военным корреспондентам, вооруженные миниатюрными камерами, перемещаются вокруг макета концлагеря, запечатлевая события, свидетелями которого становятся зрители. Живой фильм тут же демонстрируется на экране, словно документальные кадры из прошлого. Страшного прошлого.

«АртВестнику» так же удалось увидеть миниатюрные студенческие зарисовки. Их создали ученики курса Руслана Кудашева и показывали все пять дней фестиваля в фойе БТК. Главное в этих постановках — контакт зрителя с автором. Как же неожиданно и непривычно находиться с глазу на глаз с повествователем. И кроме тебя и рассказчика этого действа никто не видит.  А если и видит (есть и открытые спектаклики) — то у каждого зрителя  свое восприятие и своя философия. Спящий рыжий комок со своими видениями,  уличный фонарь-колокольчик, обрадовавшийся колокольному звону свыше, белый лебедь, вылупившийся из яйца  в старинном фотоаппарате и птичкой вылетевший из него, старый сотовый телефон, напоминавший космонавта в скафандре и много других необычных персонажей  придумали и поместили в микромир замечательные будущие актеры-кукольники. Браво им!

 © Фото А.Смирновой

Будьте первым, кто оставит комментарий!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.