В Михайловском (Инженерном) замке Русского музея проходит выставка, приуроченная к 225-летию со дня рождения художника Василия Семеновича Садовникова.
Пушкинская эпоха — это расцвет акварельной живописи. Русские акварелисты в то время достигли больших успехов и создали подлинные шедевры. По словам научного сотрудника ГРМ Григория Наумовича Голдовского: «Тень Пушкинского Петербурга парит над всеми произведениями Садовникова» .

Василий Садовников — автор «Панорамы Невского проспекта». Она считается крупнейшим достижением художника. Общая длина панорамы составляет 15, 65 метров при ширине 15 сантиметров. На одной из ее частей запечатлен Александр Сергеевич Пушкин, как знаковая фигура эпохи. Газета того времени «Северная пчела» писала: «Верность рисунка, чистота отделки, изящество издания заслуживают самую лестную похвалу. Это самый похожий портрет нашего красавца, Невского проспекта. Многие из обыкновенных его посетителей попали на его панораму. Мы узнали тут многих дам и многих франтов». Садовников зарисовал все строения, вплоть до строящихся и находящихся в чертежах. Многие из них не сохранились до наших дней. Мастер запечатлел и шумную повседневную жизнь проспекта: прогуливающихся чиновников с дамами, скачущих военных, нянек с детьми, спешащий простой люд, проезжающие кареты, телеги, груженые сеном. Дух пушкинского времени отражен в этом документально-художественном произведении, а самого поэта Садовников изобразил рядом с домом Голландской церкви. Там находился книжный магазин Фердинанда Беллизара, где Пушкин часто бывал.

Кстати сказать, Василий Семенович не получил систематического художественного образования: его родители были крепостными дворовыми людьми княгини Н.П.Голицыной, послужившей прообразом старой графини в повести А.С.Пушкина «Пиковая дама». Видимо благодаря своей покровительнице графине С.В.Строгановой Садовников стал получать заказы от Общества поощрения художников: он раскрашивал гравюры, но постепенно ему стали поручать написания видов Петербурга и его окрестностей.

В 1838-м Садовников получил вольную, и Академия художеств удостоила его звания «свободного неклассного художника». Его творчество привлекло внимание Николая I, и с тех пор он постоянно работал по заказу императора, выполнив множество видов Зимнего дворца с происходившими перед ним парадами и смотрами, залы этого дворца.

Василий Садовников также запечатлел комнату в Зимнем дворце, где в феврале 1855 года скончался император.

А через пять лет , 20 октября 1860 года в Александровском дворце скончалась супруга Николая I Александра Федоровна. И Василий Семенович написал этот дворец в дань памяти императрицы. В левом нижнем углу картины вместе с подписью художника можно увидеть эту печальную дату.

В собрании Русского музея представлены виды Екатерининского и Александровского дворцов, парки Павловска, Петергофа, Парголово, усадьбы Гостилицы.





Художник много работал в интерьерном жанре, интерес к которому возник к середине XIX века. В собрании Русского музея хранятся два комплекта акварелей с видами залов дворца князей Юсуповых в Петербурге на набережной Мойки

и дома княгини З.И.Юсуповой на Литейном проспекте. Садовников получил от княгини заказ написать дворцовые интерьеры, некоторые из них он изобразил с разных точек зрения. В 1857 году архитектор И.Монигетти изменил облик многих помещений, поэтому особый интерес представляют акварели, на которых в прежнем оформлении изображены:парадная лестница, жилые комнаты готический кабинет и домашний театр. К 1859 году отделка дома на Литейном была завершена и В.С.Садовников приступил к работе над серией акварельных видов его интерьеров, а затем перешел к исполнению видов фасада и внутренних дворов.

В Русском музее хранится 30 акварелей из этой серии. Они воспроизводят изысканный декор, предметы убранства, в том числе богатую коллекцию живописи, постелей, майолик, гобеленов.

К выставке выпущен каталог, который можно приобрести в сувенирных киосках Русского музея.
Выставка продлится до 14 июля 2025 года.
Будьте первым, кто оставит комментарий!