В Библиотеке Росси Павловского дворца открылась выставка, рассказывающая о великой княгине Елене Павловне, супруге Михаила Павловича, последнего сына императора Павла I. Этот год — юбилейный в биографии великой княгини: исполняется 200 лет с момента приезда Елены Павловны в Россию и 150 лет со дня ее смерти.
Урожденная принцесса Шарлотта Вюртембергская, вошла в русскую историю как покровительница науки и искусства, поборница отмены крепостного права, основательница Крестовоздвиженской общины сестер милосердия и Клинического института для усовершенствования врачей. В основу всей жизни Елены Павловны был заложен принцип, «что положение русской Великой Княгини не есть преимущество, не есть право наслаждаться тем, чего другие не имеют, а трудная и великая должность перед престолом и государством, для исполнения которой нет пределов в усилиях и любви к России».
Представленные на выставке живописные портреты, графика и скульптура, письма и документы рассказывают о жизненном пути великой княгини.
Так, листы альбом Александра Плюшара «Собрание видов Санкт-Петербурга и окрестностей» хранят ремарки юной великой княгини. В частности, на листе с литографией Зимнего дворца Елена Павловна отметила окна комнат, где после бракосочетания с великим князем великим князем Михаилом Павловичем, молодые жили неподалеку от комнат вдовствующей императрицы Марии Федоровны.
Изображения Павловска напоминают, что с 1824 года супруги здесь проводили летний сезон – для них был заново обустроен деревянный Константиновский дворец на берегу Центрального Розовопавильонного пруда. После смерти Марии Федоровны, когда Павловск перешел во владение великого князя Михаила Павловича, по инициативе Елены Павловны был составлен каталог картин Павловского дворца. По ее желанию на правом берегу реки Славянки была проложена дорожка, которая в память о великой княгине и сегодня называется Еленинской.
На выставке можно увидеть дневник великой княгини, датируемый 1828-м годом.
В витринах экспозиции – трогательные записки, письма, портреты детей Елены Павловны.
Кроме Павловска великокняжеская чета владела Михайловским, Каменноостровским дворцами и Ораниенбаумом. В 1830-е годы Михайловский дворец стал местом пышных великосветских приемов и балов. Но Елена Павловна более ценила свои «собрания по вечеру», куда приглашала известных литераторов. Здесь бывали В.А. Жуковский, В.А. Вяземский, В.Ф. Одоевский, А.И. Тургенев. Известно о беседах великой княгини с А.С. Пушкиным.
Позднее на вечера стали приглашать художников и ученых. Эти вечера в Петербурге называли «морганатическими», поскольку здесь одновременно бывали представители разных слоев общества. Посещали Михайловский дворец и члены «секретного комитета» Николая I по крестьянскому вопросу, стоявшие у истоков реформы крепостного права. Убежденная в необходимости перемен, великая княгиня в своем Ораниенбаумском имении установила фиксированную посильную плату для крестьян за пользование лесными и водными угодьями, а также учредила несколько новых школ и медицинских пунктов для крепостного населения. А позднее, в середине 1850-х годов разработала проект «полной эмансипации» крепостных в своем имении Карловка Полтавской губернии.
В 1852 году Антон Рубинштейн, молодой начинающий композитор и пианист, получил приглашение от великой княгини Елены Павловны провести лето в ее дворце на Каменном острове, аккомпанируя по вечерам на музыкальных собраниях. В этот период с подачи великой княгини он написал три одноактных оперы: «Месть», «Сибирские охотники», «Фомка-дурачок», сюжеты которых были взяты из жизни народов России – Кавказа, Сибири и Украины. Осенью 1859 года по инициативе А.Г.Рубинштейна Елена Павловна стала покровительницей только что утвержденного Русского музыкального общества. В сентябре 1860 года в Михайловском дворце были открыты классы вокального и хорового пения, занятия по фортепиано, скрипки и виолончели, практическому курсу сочинения и элементарной теории. Сам композитор полагал впоследствии, что основание первой русской консерватории в России нужно относить ко времени возникновения музыкальных классов в Михайловском дворце.
В 1857 году великая княгиня узнала, что художник Александр Иванов в Риме закончил писать свою картину «Явление Христа народу», над которой работал в течение двадцати лет. Узнав о нуждающемся положении художника и о его боязни открыть миру свое произведение, она приехала в мастерскую к Иванову и заставила показать картину. Тут же она заказала снять с нее фотографии, которые в то время стоили очень дорого, и приняла на себя все издержки по отправки шедевра в Петербург.
Великая княгиня активно занималась благотворительностью, после кончины Марии Федоровны взяв на себя опеку над воспитательными, образовательными и медицинскими учреждениями. Но, пожалуй, главная заслуга Елены Павловны – создание Крестовоздвиженской Общины сестер милосердия, которые по призыву великой княгини отправились на театр действий Крымской войны для оказания помощи раненым.
Она обратилась к русским женщинам всех сословий, не связанным семейными узами, с призывом вступать в организуемую на ее иждивение общину сроком на год для работы в военных госпиталях Крыма. Знаменитый хирург Николай Пирогов по договору с Еленой Павловной руководил подготовкой сестер милосердия, которые в госпиталях Крыма ассистировали на операциях, проводили перевязки, заведовали аптеками и хозяйством. Всего на помощь раненым оправились 163 человека из различных сословий. В это же самое время в британских госпиталях вопросами санитарии занимались 20 девушек, призванных на помощь армии Флоренс Найтингейл. Ее считают основоположницей сестринского дела, хотя великая княгиня Елена Павловна и ее сестры внесли гораздо более значительный вклад. Неслучайно позднее основатель Международного Красного Креста общественный деятель и писатель швейцарец Анри Дюнан прямо указывал: «Если сегодня Красный Крест охватывает мир, то это благодаря примеру, поданному во время войны в Крыму Ея Императорским Высочеством Великой Княгиней Еленой Павловной».
Кроме вещей из собрания музея-заповедника «Павловск» на выставке представлены экспонаты из Государственного Эрмитажа, Государственного Русского музея, Литературного музея Института русской литературы (Пушкинского дома) и Государственного архива РФ.
©Анастасия Смирнова (По материалам ГМЗ «Павловск»)
©Денис Смирнов (фото)
Будьте первым, кто оставит комментарий!