Этим жарким летом в Петербурге целая неделя была посвящена международному фестивалю кукольных и синтетических театров. Кукart является единственным благотворительным некоммерческим проектом, который проводился в нашем городе уже в пятнадцатый раз. В этом году он был ориентирован на проекты, сочетающие участие профессиональных бюджетных театров и негосударственных театров кукол из разных регионов России, а также стран зарубежья: Израиля, Германии, Болгарии, Финляндии, Казахстана, Эстонии, Китая, Сербии.
Этот фестиваль всегда открывается 22 июня в 4 утра спектаклем на военную тему. Вот и в этот раз Новосибирский областной театр кукол показал кукольную драму «Когда папа вернется с войны». Прошлый пандемичный год был и годом 75-летия Великой Победы. Поэтому, наверное, большинство фестивальных спектаклей старались раскрыть так или иначе тему войны.
Так, «воспоминания под стук колёс» в спектакле «Станция Тевли» представил Хабаровский краевого театра кукол. «23 июня 1941 года две армии начали борьбу за деревню Тевли. Оборону держал 459-й стрелковый полк под командованием майора Никитина. Через три дня немецкие войска вошли в деревню. В Тевли разместилась военная комендатура. Между собой деревню стали называть Берлином. Отсюда уходили отряды на карательные операции. Через эту станцию в концентрационные лагеря шли эшелоны с заключёнными. Первыми в вагоны вошли евреи из Тевли, в одном из вагонов ехала маленькая девочка Надя!»
Рассказывает режиссёр спектакля Элистин Михайлов: «28 сентября 1939 года моя польская бабушка, Надежда Степановна, стала советским человеком. Страны, в которой она родилась, не стало: часть досталась Германии, а остальное отошло к СССР… «Станция Тевли» – не плакат о доблестных воинах и великих битвах. Спектакль назван по имени маленькой деревни, которую завоевали в самом начале войны. Здесь жила моя бабушка. После того как немецкие войска вошли в деревню, она вместе со взрослыми отправилась в концентрационный лагерь. За колючей проволокой людей сжигали в печах, травили газом, а в соседних бараках играли свадьбы, пели колыбельные и рассказывали сказки. Я пытаюсь понять, как остаться человеком в концентрационном лагере, как не предать себя».
Спектакль «Рядовые» из Театра драмы и кукол «Святая Крепость» (Выборг) режиссера Юрия Лабецкого по одноименной пьесе Алексея Дударева рассказывает о группе солдат в последние годы войны. Зрители становятся свидетелями тех неизгладимых отпечатков, которые война наложила на жизни всех персонажей этой истории.
Постановка «Небольшая история» Оренбургский государственный областной театр кукол – это авторская работа художественного руководителя театра, заслуженного артиста России Вадима Смирнова и артистки театра Елены Смирновой. Она посвящена Второй мировой войне и рассказывает о том, как в мире большой лжи маленькие герои ищут правду и свет. В спектакле легко «читается» роман Маркуса Зусака «Книжный вор».
«Кукла. Блокадная история» Екатеринбургского театра кукол – это история детства в военное время, которое таит в себе множество чудес, страхов, разочарований и всякое детство неизбежно заканчивается взрослением. Вместе с маленькой жительницей блокадного Ленинграда юные зрители «проживают» несколько непростых военных лет. Они словно попадают в то время, когда их прадедушки и прабабушки были детьми – в 40-е годы 20-го века. В основе спектакля – одноименный рассказ Геннадия Черкашина.
Военную драму «Дети Ноя» на фестивале представил Театр «Комедианты». Эта трогательная история дружбы католического священника отца Понса и еврейского мальчика Жозефа происходит на фоне трагедии Второй мировой войны. Но всё же постановка не только о войне. Она также о вере, дружбе, доброте и человечности. Отец Понс, как Оскар Шиндлер, спасает евреев от уничтожения. В основе спектакля – повесть Эрика-Эмманюэля Шмитта, одного из самых читаемых и играемых на сцене французских авторов. Его книги переведены на пятьдесят языков мира. Он лауреат Гонкуровской премии, обладатель Гран-при Французской академии и других престижных наград.
Санкт-Петербургский театр марионеток им. Е.С. Деммени (Санкт-Петербург) подарил зрителям Кукarta три своих сказки. Две из них «Дракон и Золотая черепаха» и «Золушка» поставил режиссер Эдуард Гайдай. «А Фантастическое путешествие Чижика» Алексея Уставщикова обязательны к просмотру всее юным петербуржцам и маленьким гостям Северной столицы.
Негосударственный Театр Шутик (Москва) привез на Кукart трогательную историю «Камень и Соломинка, или Силлогизмы Гордея Иваныча». «Нет русскому мужику покоя от мучительных размышлений о человеческой жизни. Мечется его душа, погруженная в земные заботы, взывая к Небу, а несчастья одно за другим на голову сыплются. Как быть с такой несправедливостью? Затаил Гордей Иванович обиду на Бога: нет, мол, тому дела до людей. И удумал жалобу на Него написать…» Этот спектакль очень музыкален — в нем звучат народные песнопения в сопровождении колесной лиры, бубна и других инструментов.
В Интерьерном театре зрители фестиваля могли увидеть спектакль «Вечер сказок» Театра кукол АУ Республики Саха (Якутия). За основу сюжета режиссер спектакля Александр Иванов взял поучительные сказки народного писателя Якутии – Ивана Гоголева (Кындыл). Их весело, в игровой форме рассказывают детям двое артистов: юноша и девушка. Во время спектакля юные зрители узнают, почему заяц хвоста лишился, отчего трусость хуже глупости, и почему зима длиннее, а лето короче. А также знакомятся с толстым, трусливым мишкой, зайкой – зазнайкой, лягушкой, черепахой и другими героями северных сказок.
«Разноцветная книга» Негосударственного театра «ТриЧетыре» – первый в Петербурге спектакль для слепых детей был создан и разработан совместно с Государственной библиотекой для слепых и слабовидящих. История рассказывает про цвет и звук, каждая страница этой «Разноцветной книги» имеет свою звуковую партитуру, свою мелодию. В спектакле задействован тактильный реквизит, постановка сопровождается тифлокомментариями. Юные участники фестиваля с большим удовольствием «прочитали» «Разноцветную книгу».
В субботний день на Малой Садовой улице состоялась специальная программа фестиваля «Петрушки на Невском». Она порадовала зрителей всех возрастов. Представлял театры и актеров-петрушечников Президент фестиваля Давид Семенович Бурман. А после выступления вручал участникам памятные дипломы.
Спектакли шли чередой, один за другим – успевай поворачивайся и размещайся поудобней. Первым вышел к зрителям «Петрушка на Ярмарке» московского театра Театра «Бродячий Вертеп».
И завертелось! «Адажио для Петрушки» – это совместный проект театра кукол «Сказ» и театральной студии «Чудаки» из города Новокузнецка. Петрушка и Марфушка были в этом спектакле как кукольные, так и настоящие. И все пели и танцевали. Только настоящие почему-то очень серьезно отнеслись к исполнению своих ролей – плясали не улыбаясь.
«Петрушка на войне» Магнитогорский театр куклы и актера «Буратино» показал в кукольном варианте и Гитлера, и фрицев, и смерть. Редкая для петрушкиных забав тематика… и
«Петрушкина Комедия» Театр кукол «Диво» (Иркутск) и
Театр Петрушки «БалаганЪ» (Санкт-Петербург) активно вспоминали пандемию, и тут на помощь приходил Доктор.
Разбавляли петрушечные выступления и другие персонажи. Так, театр «Вокруг» вовлек всех зрителей в одно волшебное действо, название которого «Лунь».
«Ай да Петрушка или весёлая ярмарка!» Приморский краевой театр кукол (Владивосток)
«Театр в кармане» «Волшебная шляпа» (Сергиев Посад) показал представление в разных кукольных жанрах.
Здесь же, на Малой Садовой перед собравшимися выступили и выпускники РГИСИ курс Амелы Вученович (Сербия).
«Чжан Линфэн и Ху ЦиньИ » (Китай)
Эстрадный Номер «Эне-Сай» (Тыва)
«Комедия о Петрушке» режиссер Михаил Климчук Государственного театра кукол (Белгород)
Необычный спектакль «Колобок» привез из Израиля Руслан Вольфсон.
А постоянные участники Кукarta из Чувашии театр марионеток «Вито» показали свою новую сказку «Принцесса добрых снов».
Что касается спектаклей иностранных театров, у зрителей фестиваля была возможность посмотреть их на экране. Болгарскую «Белоснежку и семь гномов» Государственного театра кукол из Ямбола, эстонскую «Песси и иллюзию. Мой сон» «Theater ProJekt». Не побоялась короновируса лишь главная немецкая сказочница и мастер кукол Хельга Бреме (Theater am Faden). На сцене кукольного театра «КУКФО» она вместе с помощником разыграла сказку «Звездоглазый пастух».
Не обошел кукольный фестиваль и тему классической литературы. Так Пушкинские маленькие трагедии на суд зрителей представили сразу два театра. Все четыре истории рассказал в своей постановке Мурманский областной театр кукол.
Костромской областной театр кукол показал лишь «Моцарта и Сальери», но в такой удивительной сценографии.
Владимирский областной театр кукол привез на малую сцену Ленсовета «Белые ночи» Ф.М.Достоевского. В течение часа зрители были свидетелями трогательной истории любви, утонченной, неземной, мечтательной марионетки Настеньки , на фоне романтических белых ночей Петербурга.
Чеховский «Медведь» Калининградский областной театр кукол – это спектакль-водевиль. Шутка оборачивается чуть ли не своей противоположностью, открывая скрытые возможности сюжета. Режиссер спектакля Наталия Степаненко: «Я вывела чеховский диалог и действие в кукольный план, а все что над ними – в пластический. Пластический театр – это театр масок, театр фактур, знаков, предметов. То есть, я соединила два жанра и те моменты, которые для меня важны, раскрываю в другой плоскости. Чехов угадал самую важную, сакральную сторону нашей женской натуры. Он понял нас лучше других авторов».
Клубная программа была разнообразной. В нее вошел спектакль «Ленинградский дворик» режиссера Дениса Соколова (Негосударственный театр кукол «Конфитюр» (Санкт-Петербург)), рассказывающий трогательную и светлую историю дружбы современной девочки и каменной львицы, которая пережила годы блокады.
Состоялась творческая встреча с театром «Бродячий Вертеп» «Русские скоморохи и иранские кукольники» Реконструкция ширмы XVII века из книги Адама Олеария о путешествию в Московию и Персию, на котором организаторы приоткрыли завесу тайн по организации уличного петрушечного театра.
Стоит отдельно сказать о моноспектакле «Чехов. Послушайте!..» режиссера Григория Гольдмана, представляющего «Независимый театральный проект» (Ставрополь). Полное погружение через игру актера в мысли классика русской литературы сопровождалось лирическими отступлениями в виде музыкальных баллад – артист оказался еще и прекрасным исполнителем произведений собственного сочинения на чеховскую тему. Да, «Антон Павлович» ему удался. У Григория Гольдмана большие планы впереди. Посмотрим, чем он порадует петербургского зрителя в следующий раз.
© Анастасия и Денис Смирновы
Будьте первым, кто оставит комментарий!