7 февраля состоялся инфо-пресс-тур по маршруту «Дорога Жизни», организованный Комитетом по культуре и туризму Ленинградской области, Информационно-туристским центром Ленинградской области и ОАО «РЖД» Октябрьская железная дорога. Он был посвящен 80-летию полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады в годы Великой Отечественной войны.
Торжественное мероприятие, в котором приняло участие свыше четырехсот человек, прошло на Финляндском вокзале. Звучали приветственные слова от представителей Администрации Санкт-Петербурга, Ленинградской области и ОАО «РЖД» Октябрьская железная дорога.
«18 января 1943 года Красная Армия прорвала блокаду Ленинграда. До полного освобождения нашего города оставался ещё целый год. Государственный комитет обороны принял решение о строительстве железной дороги «Шлисельбург – Поляны», протяжённостью 33 километра. Строили её железнодорожные войска и спец формирования народного комиссариата путей сообщения. Руководил строительством начальник управления военно-восстановительных работ Ленинградского фронта Иван Зубков. Железнодорожная линия была построена всего за 17 суток. 33-Километровую ветку в Ленинграде назвали «Дорогой Победы». Каждый рейс, через насквозь простреливаемый коридор, под огнём врага, назло ему, был подвигом и очередным шагом к Победе. В истории войн неизвестны примеры, когда бы одна железнодорожная магистраль при полном отсутствии каких-либо коммуникаций, смогла пропустить всё необходимое для такого крупного города, как Ленинград, и для такого фронта, как Ленинградский. Никогда ещё железнодорожникам не приходилась решать столь сложные задачи. Об этом говорил начальник железной дороги в годы войны Борис Саламбеков». (Подробнее о Дороге победы читайте здесь.)
Начальник Октябрьской железной дороги Виктор Георгиевич Голомолзин отметил, что «сегодня мы отдаем дань тем железнодорожникам, которые проявили мужество. В народе говорят это «поезд Победы», но железнодорожники, их потомки называют его «поездом смерти», потому что каждый третий железнодорожник, который обеспечивал связь с большой землей осажденного Ленинграда, не вернулся с работы домой. После Виктор Георгиевич уточнил «в общей сложности за год до полного снятия блокады было пропущено порядка шести тысяч поездов». В конце своего сообщения он объявил: «В честь полного снятия блокады мы сегодня запускаем новый электропоезд «Ласточка», который полностью стилизован и будет проводником в те исторические события, которые происходили 81 год назад».
Затем собравшиеся стали зрителями реконструкции событий 1943 года.
Жители Санкт-Петербурга XXI века словно попали в прошлое, услышав длинный гудок локомотива, увидев дым паровоза и жителей блокадного города, спешивших на встречу первому составу, прибывшему с продовольствием в Ленинград.
По ежегодной традиции на перрон Финляндского вокзала прибыл легендарный паровоз СО18-2018. Паровозы именно этой серии стали одними из первых, вошедших в поверженный Берлин. Также в состав ретропоезда вошли вагоны-теплушки начала ХХ века и исторические классные (пассажирские) вагоны 1930-х годов.
А после все участники мероприятия переместились в новый электропоезд «Ласточка». И первым изображением, что попалось на глаза в этом тематическом вагоне, стало изображение первого поезда. «7 февраля 1943 года в Ленинград впервые после прорыва блокады прибыл поезд с продовольствием, положив начало легендарной «Дороге Победы». Она находилась в прямой видимости противника и подвергалась постоянным обстрелам. Машинисты называли этот путь «коридором смерти», но для сотен тысяч ленинградцев он стал дорогой спасения».
И пока «Ласточка» двигалась до станции «Ладожское озеро», в вагонах силами актеров «Театра на Литейном» проходил концерт.
Они исполняли стихи и песни военных лет, проводили викторину на тему осажденного города.
Каждый вагон электропоезда,ставшего проводником эпохи, посвящен одной из тем жизни города в страшные 872 дня блокады: жизнь и быт ленинградцев, медицина в годы блокады, культура и искусство, промышленность, дети-участники обороны Ленинграда, Дорога Жизни и Дорога Победы.
Плакаты, документальные фотографии, письма, рисунки. Иллюстрации были оформлены такими образом, чтобы максимально воссоздать те времена. И тема одна: блокада.
А на ж/д станции «Ладожское озеро» произошла торжественная встреча: под звуки оркестра, играющего марш, пассажиры покинули «Ласточку».
Здесь, на станции, навечно стоит памятник паровозу-воину. Это не макет, а настоящий грузовой паровоз Эш-4375 «Комсомолец», работающий на Дороге жизни во времена блокады.
Все участники мероприятия приняли участие в торжественном собрании и возложении цветов к паровозу-памятнику.
Далее по маршруту — мемориал, входящий в «Зелёный пояс Славы», расположенный на западном берегу Ладожского озера. «Данный памятник — это иллюстрация памяти поколений о том страшном периоде в Ленинграде. Он является символом силы и воли к Победе людей, которые не оставили окруженный город наедине с собой. Две железобетонные арки символизируют кольцо блокады, разрыв между ними — Дорогу жизни, единственную дорогу, которая связывала блокадный Ленинград со страной. Ее официальное название «Военно-автомобильная дорога №101». За все время функционирования Дороги жизни по ней было доставлено около полутора миллионов тонн груза и около полутора миллионов человек были эвакуированы на Большую землю» — рассказывали ведущие церемонии у «Разорванного кольца».
Памяти ленинградцев ушедших навсегда и памяти тех, кто жив сегодня были посвящены выступления. Вокально-хоровой ансамбль «VOICE» исполнил песню «Медаль за оборону Ленинграда»:
Завершающим аккордом памятного мероприятия стало возложение цветов к вечному огню у мемориала «Разорванное кольцо».
Вот и завершилось торжественное мероприятие, вот и осуществился первый рейс электропоезда «Ласточка» на станцию «Ладожское озеро». В последующем его планируют запустить и по другим направлениям, где есть пригородное сообщение. Экспозиция станет постоянной, поезд проработает не один год и будет транслировать связь поколений.
В расписании сделают особую пометку о тематическом поезде, чтобы пассажиры могли отследить и попасть именно на него. В вагонах «блокадной» «Ласточки» также есть возможность с помощью QR-кода перейти по ссылке и прочесть дополнительную информацию.
©Анастасия Смирнова
Будьте первым, кто оставит комментарий!