Нажмите "Enter", чтобы перейти к контенту

Дорогами жизни

7 февраля состоялся инфо-пресс-тур по маршруту «Дорога Жизни», организованный Комитетом по культуре и туризму Ленинградской областиИнформационно-туристским центром Ленинградской области и ОАО «РЖД» Октябрьская железная дорога. Он был посвящен 80-летию полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады в годы Великой Отечественной войны.

Торжественное мероприятие, в котором приняло участие свыше четырехсот человек, прошло на Финляндском вокзале. Звучали приветственные слова от представителей Администрации Санкт-Петербурга, Ленинградской области и ОАО «РЖД» Октябрьская железная дорога.

Торжественное мероприятие на Финляндском вокзале
Торжественное мероприятие на Финляндском вокзале
Рассказ о прошлом
Рассказ о прошлом

«18 января 1943 года Красная Армия прорвала блокаду Ленинграда. До полного освобождения нашего города оставался ещё целый год. Государственный комитет обороны принял решение о строительстве железной дороги «Шлисельбург – Поляны», протяжённостью 33 километра. Строили её железнодорожные войска и спец формирования народного комиссариата путей сообщения. Руководил строительством начальник управления военно-восстановительных работ Ленинградского фронта Иван Зубков. Железнодорожная линия была построена всего за 17 суток. 33-Километровую ветку в Ленинграде назвали «Дорогой Победы». Каждый рейс, через насквозь простреливаемый коридор, под огнём врага, назло ему, был подвигом и очередным шагом к Победе. В истории войн неизвестны примеры, когда бы одна железнодорожная магистраль при полном отсутствии каких-либо коммуникаций, смогла пропустить всё необходимое для такого крупного города, как Ленинград, и для такого фронта, как Ленинградский. Никогда ещё железнодорожникам не приходилась решать столь сложные задачи. Об этом говорил начальник железной дороги в годы войны Борис Саламбеков». (Подробнее о Дороге победы читайте здесь.)

Начальник Октябрьской железной дороги Виктор Георгиевич Голомолзин
Начальник Октябрьской железной дороги Виктор Георгиевич Голомолзин

Начальник Октябрьской железной дороги Виктор Георгиевич Голомолзин отметил, что «сегодня мы отдаем дань тем железнодорожникам, которые проявили мужество. В народе говорят это «поезд Победы», но железнодорожники, их потомки называют его «поездом смерти», потому что каждый третий железнодорожник, который обеспечивал связь с большой землей осажденного Ленинграда, не вернулся с работы домой. После Виктор Георгиевич уточнил «в общей сложности за год до полного снятия блокады было пропущено порядка шести тысяч поездов». В конце своего сообщения он объявил: «В честь полного снятия блокады мы сегодня запускаем новый электропоезд «Ласточка», который полностью стилизован и будет проводником в те исторические события, которые происходили 81 год назад».

Затем собравшиеся стали зрителями реконструкции событий 1943 года.

Реконструкция событий, которые произошли 81 год назад
Реконструкция событий, которые произошли 81 год назад

Жители Санкт-Петербурга XXI века словно попали в прошлое, услышав длинный гудок локомотива, увидев дым паровоза и жителей блокадного города, спешивших на встречу первому составу, прибывшему с продовольствием в Ленинград.

Реконструкция «Прибытие первого поезда с продуктами в Ленинград на пятый путь»
Реконструкция «Прибытие первого поезда с продуктами в Ленинград на пятый путь»
Реконструкция «Прибытие первого поезда в Ленинград на пятый путь»
Реконструкция «Прибытие первого поезда в Ленинград на пятый путь»
Реконструкция «Прибытие первого поезда в Ленинград на пятый путь»
Реконструкция «Прибытие первого поезда в Ленинград на пятый путь»

По ежегодной традиции на перрон Финляндского вокзала прибыл легендарный паровоз СО18-2018. Паровозы именно этой серии стали одними из первых, вошедших в поверженный Берлин. Также в состав ретропоезда вошли вагоны-теплушки начала ХХ века и исторические классные (пассажирские) вагоны 1930-х годов.

А после все участники мероприятия переместились в новый электропоезд «Ласточка». И первым изображением, что попалось на глаза в этом тематическом вагоне, стало изображение первого поезда. «7 февраля 1943 года в Ленинград впервые после прорыва блокады прибыл поезд с продовольствием, положив начало легендарной «Дороге Победы». Она находилась в прямой видимости противника и подвергалась постоянным обстрелам. Машинисты называли этот путь «коридором смерти», но для сотен тысяч ленинградцев он стал дорогой спасения».

Оформление блокадного электропоезда «Ласточка»
Оформление блокадного электропоезда «Ласточка»

И пока «Ласточка» двигалась до станции «Ладожское озеро», в вагонах силами актеров «Театра на Литейном» проходил концерт.

Выступление артистов «Театра на Литейном» (худ.руководитель С.Морозов)
Выступление артистов «Театра на Литейном» (худ.руководитель С.Морозов)
Выступление артистов «Театра на Литейном» (худ.руководитель С.Морозов)
Выступление артистов «Театра на Литейном» (худ.руководитель С.Морозов)
Выступление артистов «Театра на Литейном» (худ.руководитель С.Морозов)
Выступление артистов «Театра на Литейном» (худ.руководитель С.Морозов)

Они исполняли стихи и песни военных лет, проводили викторину на тему осажденного города.

Каждый вагон электропоезда,ставшего проводником эпохи, посвящен одной из тем жизни города в страшные 872 дня блокады: жизнь и быт ленинградцев, медицина в годы блокады, культура и искусство, промышленность, дети-участники обороны Ленинграда, Дорога Жизни и Дорога Победы.

Оформление вагона, рассказывающего о быте (питании) в блокадном Ленинграде
Оформление вагона, рассказывающего о быте (питании) в блокадном Ленинграде
Оформление вагона, рассказывающего о быте (питании) в блокадном Ленинграде
Оформление вагона, рассказывающего о быте (питании) в блокадном Ленинграде
Оформление вагона, рассказывающего о быте (питании) в блокадном Ленинграде
Оформление вагона, рассказывающего о быте (питании) в блокадном Ленинграде
Дорогами жизни, изображение №15

Плакаты, документальные фотографии, письма, рисунки. Иллюстрации были оформлены такими образом, чтобы максимально воссоздать те времена. И тема одна: блокада.

Оформление вагона, рассказывающего о культуре блокадного Ленинграда
Оформление вагона, рассказывающего о культуре блокадного Ленинграда
Оформление вагона, рассказывающего о культуре блокадного Ленинграда
Оформление вагона, рассказывающего о культуре блокадного Ленинграда
Оформление вагона, рассказывающего о культуре блокадного Ленинграда
Оформление вагона, рассказывающего о культуре блокадного Ленинграда
Оформление вагона, рассказывающего о культуре блокадного Ленинграда
Оформление вагона, рассказывающего о культуре блокадного Ленинграда
Оформление вагона, рассказывающего о культуре блокадного Ленинграда
Оформление вагона, рассказывающего о культуре блокадного Ленинграда

А на ж/д станции «Ладожское озеро» произошла торжественная встреча: под звуки оркестра, играющего марш, пассажиры покинули «Ласточку».

Духовой оркестр играет военные песни и марши
Духовой оркестр играет военные песни и марши

Здесь, на станции, навечно стоит памятник паровозу-воину. Это не макет, а настоящий грузовой паровоз Эш-4375 «Комсомолец», работающий на Дороге жизни во времена блокады.

Грузовой паровоз Эш-4375
Грузовой паровоз Эш-4375
Грузовой паровоз Эш-4375
Грузовой паровоз Эш-4375
Памятные цветы
Памятные цветы

Все участники мероприятия приняли участие в торжественном собрании и возложении цветов к паровозу-памятнику.

Торжественный митинг на ж/д станции «Ладожское озеро»
Торжественный митинг на ж/д станции «Ладожское озеро»
Выступление юного поколения
Выступление юного поколения
Юные участники митинга
Юные участники митинга
Ветераны на торжественном митинге
Ветераны на торжественном митинге

Далее по маршруту — мемориал, входящий в «Зелёный пояс Славы», расположенный на западном берегу Ладожского озера. «Данный памятник — это иллюстрация памяти поколений о том страшном периоде в Ленинграде. Он является символом силы и воли к Победе людей, которые не оставили окруженный город наедине с собой. Две железобетонные арки символизируют кольцо блокады, разрыв между ними — Дорогу жизни, единственную дорогу, которая связывала блокадный Ленинград со страной. Ее официальное название «Военно-автомобильная дорога №101». За все время функционирования Дороги жизни по ней было доставлено около полутора миллионов тонн груза и около полутора миллионов человек были эвакуированы на Большую землю» — рассказывали ведущие церемонии у «Разорванного кольца».

Памяти ленинградцев ушедших навсегда и памяти тех, кто жив сегодня были посвящены выступления. Вокально-хоровой ансамбль «VOICE» исполнил песню «Медаль за оборону Ленинграда»:

Завершающим аккордом памятного мероприятия стало возложение цветов к вечному огню у мемориала «Разорванное кольцо».

Гвоздики для возложения
Гвоздики для возложения
Гвоздики для возложения
Гвоздики для возложения
Возложение цветов к вечному огню у мемориала «Разорванное кольцо»
Возложение цветов к вечному огню у мемориала «Разорванное кольцо»
Нахимовцы идут на возложение цветов к вечному огню мемориала «Разорванное кольцо»
Нахимовцы идут на возложение цветов к вечному огню мемориала «Разорванное кольцо»

Вот и завершилось торжественное мероприятие, вот и осуществился первый рейс электропоезда «Ласточка» на станцию «Ладожское озеро». В последующем его планируют запустить и по другим направлениям, где есть пригородное сообщение. Экспозиция станет постоянной, поезд проработает не один год и будет транслировать связь поколений.

Новый электропоезд «Ласточка» с тематическим оформлением, посвященным 80-летию со дня полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады
Новый электропоезд «Ласточка» с тематическим оформлением, посвященным 80-летию со дня полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады

В расписании сделают особую пометку о тематическом поезде, чтобы пассажиры могли отследить и попасть именно на него. В вагонах «блокадной» «Ласточки» также есть возможность с помощью QR-кода перейти по ссылке и прочесть дополнительную информацию.

©Анастасия Смирнова

Будьте первым, кто оставит комментарий!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.