5 июля 2018 года в Китайском дворце, что в Ораниенбауме, после реставрации состоялось торжественное открытие трех залов. На празднике присутствовали Вице-губернатор Санкт-Петербурга, руководитель Администрации губернатора Санкт-Петербурга А.Говорунов, генеральный директор ГМЗ «Петергоф»Е.Я.Кальницкая, а также почетные гости.
Китайский дворец по праву считается подлинным шедевром стиля рококо, выдающимся творением Антонио Ринальди. Возведенный по заказу императрицы Екатерины II в качестве постройки для кратковременного отдыха, дворец поражает редкой по красоте и изяществу отделкой интерьеров. Их исключительная художественная ценность обусловлена подлинностью: Китайский дворец практически не пострадал в годы Великой Отечественной войны.
Несмотря на значительные изменения в планировке здания в XIX столетии, дворец сохранил большую часть своего уникального убранства. Главной знаменитостью Китайского дворца является Стеклярусный кабинет, изумляющий подлинной отделкой 1760-х годов.
Реставрация Китайского дворца началась еще в 2009 году, после вхождения дворцово-паркового ансамбля Ораниенбаум в состав ГМЗ «Петергоф». Первый этап реставрации завершился в 2011 году, когда были представлены четыре зала – Большая Антикамера, Зал Муз, Голубая гостиная и Стеклярусный кабинет. В июле 2014 года открытием еще двух залов Китайского дворца – Розовой гостиной и Гардеробной – завершился первый этап второй очереди реставрации. На втором этапе реставраторы завершили работы в Передней, Большом зале и Галерее.
И вот в начале июля открылись Штофная опочивальня, Будуар и кабинет Павла.
Штофная опочивальня являлась парадной спальней наследника престола великого князя Павла Петровича. В альковной части, отделанной тканной драпировкой, располагалась кровать. В XVIII веке комната была декорирована штофом «по селадоновому», т.е. голубовато-зеленому грунту. Сохранившиеся фрагменты отделки можно видеть и сейчас на панелях в нижней части стен. От убранства XVIII века сохранилось лепное убранство потолка, а так же плафон «Урания, обучающая юношу» кисти Д.Маджотто.
Редчайшими образцами прикладного искусства являются расположенные на стене Опочивальни соломенные панно. Оно изготовлены в мастерской Мадам де Шель в 1762-1764 годах и были объединены в единую декоративную композицию из 9 картин. На сегодняшний день в музее сохранилось 7. Панно созданы в технике вышивки синелью (разноцветным ворсистым шелком) по золотой рисовой соломке и иллюстрирует сцены охоты и пасторальные пейзажи с изображением жителей восточных стран на фоне пагод.
Будуар (назывался в XVIII веке Живописным кабинетом) завершает восточную анфиладу покоев, отведенных для великого князя. Из мебели в нем представлены дорожное бюро-туалет, принадлежавшее Екатерине-II, а также кресла и каминный экран с обивкой «обюссон» из гарнитура, выполненного специально для Будуара в середине XIX века.
При Екатерине II Будуар и Кабинетик были соединены дверью. После реконструкции дворца в XIX столетии изменилась не только отделка, но и планировочное решение этих помещений – они стали изолированными друг от друга.
Кабинет Павла (в XVIII веке – Кабинетик из-за своих небольших размеров) последний покой на половине великого князя. Неотъемлемой частью убранства интерьера являются панно, заключенные в золоченые рамы. Они были исполнены в Китае в второй половине XVIII века.Часть мраморных панно являются двусторонними: одна сторона исписана иероглифами, а обратная декорирована росписью с изображением пейзажей.
Деревянные панели, иллюстрирующие пасторальные сценки, украшены «мыльным камнем» – агальматолитом. В целом Кабинетик сохранил свой первоначальный вид, однако был приспособлен под Ванную.
©Фото А.Смирновой
Будьте первым, кто оставит комментарий!