Нажмите "Enter", чтобы перейти к контенту

Фарфоровые пригороды Петербурга

В Большом петергофском дворце, в Белом зале работает выставка «Фарфоровые пригороды Петербурга», организованная АО «Императорский фарфоровый завод» и ГМЗ «Петергоф».

Выставка «Фарфоровые пригороды Петербурга» посвящена 100-летию преобразования царских резиденций Петергофа, Царского Села, Павловска и Гатчины в музейные комплексы. На ней можно увидеть более трехсот произведений от Императорского фарфорового завода. Временной период широк: сервизы Дома Романовых, графика и предметы интерьера XIX века, советский фарфор и работы современных художников.

В творчестве мастеров Императорского фарфорового завода национальные сюжеты росписи впервые нашли воплощение в эпоху Александра I. Наиболее ярко это проявилось в декоре предметов из парадных сервизов: Гурьевского и Бабигонского, созданных по заказам императорского двора. В первую очередь объектами для росписи стали самые знаменитые пейзажи пригородных царских дворцово-парковых резиденций, окружающих Санкт-Петербург. Отечественные виды и по сей день остаются в арсенале любимых тем художников Императорского фарфорового завода.

В разное время специально для сервировки столов пригородных резиденций мастера Императорского фарфорового завода изготовили сервизные ансамбли: Гербовый (1827) для использования в Павловском дворце, Золотой (1828) для Гатчинского дворца, Собственный сервиз для дворца Коттедж (1827 – 1829) и Этрусский (1844) для Царицына павильона в Петергофе, Рафаэлевский (1883 – 1903) и Пурпуровый (1905) сервизы для Царского Села. Сегодня они стали не только шедеврами искусства, но и национальной гордостью.

«Мы, с момента своего основания, постоянно получали заказы от загородных резиденций русских императоров. Интерьеры дворцов и праздничные столы обретали свой лоск, благодаря вазам и сервизам. Они составляют гордость отечественного декоративно-прикладного искусства. Сегодня дворцово-парковые ландшафты часто становятся основными мотивами росписи. Вся красота фонтанов и скульптур находит отражение в фарфоре наших художников», – отмечает Татьяна Тылевич, генеральный директор АО «Императорский фарфоровый завод».

Во время церемонии открытия выставки, Императорский фарфоровый завод преподнес Петергофу уникальный подарок – пьедестал к исторической вазе эпохи правления Александра I – «Сплетницы». В советские годы произведение поступило в фонд музея Петергофа без постамента. Это делало невозможным экспонирование шедевра для широкой публики. Данных, откуда был доставлен экспонат, не сохранилось. Перед группой экспертов завода, куда вошли технологи, модельщики, живописцы стояла глобальная задача – в короткий срок – всего за 2 месяца – заново изготовить новый фарфоровый пьедестал, правильно подобрать цветовую гамму. Проект был успешно выполнен. Ваза получила вторую жизнь. (Ваза «Сплетницы». Модель А.Н. Воронихина (1759-1814) по оригиналу П.-Ф. Томира (1751-1843) Автор эскиза – Ж.-Д. Дюгур. Фарфор, двухцветное матовое крытье, позолота, цирковка Размер – 95,0×39,5. Ваза «Сплетницы» принадлежит к эпохе правления императора Александра I. Художественный замысел заимствован из французского прикладного искусства. Название навеяно двумя золоченными фигурками «болтающих» девушек. Ваза покрыта краской, эффектно оттеняющей блестящий золоченный декор. Монументальность произведения подчеркивается высоким постаментом. На сегодняшний день оригинальные вазы находятся в коллекциях Государственного Эрмитажа, Павловска и Петергофа).

Прогуливаясь по «Фарфоровым пригородам Петербурга», рассматривая историю дворцов и парков через призму фарфора, можно будет убедиться: интерес к этому материалу, как у художников, так и у зрителя огромен во все времена.

Выставка продлится до 16 сентября 2018.

©Фото Д.Смирнова

Будьте первым, кто оставит комментарий!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *