Нажмите "Enter", чтобы перейти к контенту

Просматривая сны Государя…

Звучащая в  Белом зале Большого петергофского дворца  голландская музыка эпохи барокко, стук аукционного молотка, крик чаек и движение анимационного парусника за окном виртуального  Монплезира не снятся посетителям, а видятся на яву  —  здесь на днях разместилась экспозиция  «Голландский домик. Сны Петра Великого».
Кураторы выставки, размышляя над пространством петергофского Монплезира представили вещи из любимого «голландского домика» Петра как фрагменты царских сновидений, а датский дизайнер Арне Кворинг облек их мысли в материальную форму и сконструировал серию «павильонов сна».

«Император Петр-I часто видел сны. Их содержание он записывал сам или диктовал своим секретарям. Сны великого реформатора курьезны, драматичны, полны эмблем и аллегорий, ключ к которым  — культура барокко и философские учения начала XVIII века. В череде витиеватых сюжетов встречаются голландские мотивы и образы Амстердама, а за фантастической обстановкой угадываются думы и стремления Петра бодрствующего. Сюрреалистические образы в экспозиции фиксируют события и объекты, которые мог увидеть во сне великий реформатор. Мемориальные вещи Петра Великого созвучные теме «сна и пробуждения» связывают реальный мир с миром воображаемым» — рассказывают организаторы выставочного проекта, подготовленного совместно с Фондом «ПРО АРТЕ» в рамках 3-ей Петербургской биеннале* музейного дизайна при поддержке Комитета по культуре Санкт-Петербурга, Генерального консульства Королевства Нидерландов в Санкт-Петербурге и Датского культурного института.

Посетителям не придется угадывать сны Петра. Информационные трактовки сновидений сопровождают их.  Правда, подписей, обычно помещаемых под экспонатами, нет. Такова задумка организаторов выставки. Это сон, а во сне все неточно, завуалировано…

«Ловцы снов» Петра могут познакомиться с серией картин «изрядного малерства, писанные на холсте», которые император приобрел на публичных торгах в Голландии за 30 и 37 ефимок. Это сюжет из его восточного сна: в череде фантастических сцен с участием турок встречается описание интерьеров неприятельских каланчей, которые на голландский манер «гораздо убраны картинами». Традиционные кабинеты картин в домах голландской знати вдохновили царя на создание первой в России картинной галереи в петергофском Монплезире.

Известен тот факт, что Петр-I придавал научному знанию первостепенную значимость. Вот и его так называемый «научный сон» представлен необычной страстью к зубоврачебному делу.  Свое мастерство Петр Алексеевич оттачивал на жителях Амстердама, удаляя  им зубы на масляном рынке.

На выставке имеется и мультимедийная проекция. Комнаты Монплезира представлены в трехмерном изображении. Желающие с легкостью смогут прогуляться по виртуальному пространству, представив себя в нем.

У посетителей есть возможность не только увидеть личные вещи государя, но  и прилечь на его «кровать» и проследить за  снами Петра.

 Оказывается, император частенько снился себе сам.

На выставке снов оживают и голландские тюльпаны в фарфоровом исполнении художницы Анны Волковой.

*Петербурсгкая биеннале музейного дизайна — международный проект, который проходит в Санкт-Петербурге с 2014 года.В программе Биеннале — проекты и выставки, выполненные приглашенными российскими и зарубежными дизайнерами в музеях Петербурга.

Выставка работает до 31 марта 2019 года.

 ©Анастасия Смирнова

Один комментарий

  1. Алла Зиневич Алла Зиневич 12.12.2018

    Идея выставки интересна! А тюльпаны эти, кажется, я видела в иной галерее 🙂

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.