Нажмите "Enter", чтобы перейти к контенту

Хранить вечно

В Центральном Выставочном Зале «Манеж» проходит Музейно-театральный проект «ХРАНИТЬ ВЕЧНО», посвященный 100-летию создания пригородных музеев в бывших царских резиденциях в ПавловскеГатчинеПетергофе и Царском Селе.

Волонтеры открывают нам театральный занавес и мы попадаем в темный коридор, минуя который, мы оказываемся в золотой анфиладе дворцовых комнат. Не важно какого дворца.

«27 февраля 1917 года. Дорогой дневник! Вечером папа вернулся из Петрограда. В Петрограде восстание. Люди не хотят больше слушаться царя Николая…» — так начинается рассказ девочки, от лица которой идет рассказ. У нее нет имени, отчества, фамилии. Она говорит с нами голосом ведущей актрисы БДТ. И мы с эти голосом один на один. История рассказывается Алисой Фрейндлих каждому индивидуально. И проникает внутрь, в душу каждому по-своему. Кто как готов понять и принять мгновения истории нашего государства.

«Все должно остаться как при них. Папа переписывал царские игрушки. В эти игрушки нельзя больше играть.»

«2 марта 2017 года. Дорогой дневник! Весь день смотрю в окно… Царь больше не царь. Дворцы больше не государевы, а государственные.»

«Все дворцы теперь будут называть музеями. В эти музеи будет приходить народ и смотреть как жили цари… В наших музеях можно сделать хорошие музеи… Лучшие!»

«Сегодня умер Ленин. Мы с Надей поклялись учиться на пять…». От мавзолея, герба и красного знамени СССР по полу стелятся кровавые следы. Хорошо что в скором времени темнота все же скроет их. Темнота коридора, ведущего в зал памяти, точнее к одной из его стен.

Множество памятных табличек об утраченном… Множество названий, дат и имен. И главное слово: «УТРАЧЕНО».

«Вышли общие правила пользования парками: в прудах и озёрах не стирать белье, не ловить рыбу, не ездить на авто, не выгуливать скот…».

В следующем зале звучит веселая, бравурная музыка, поднимающая настроение а вместе с ним и всеобщий задор. На сменяющихся цветных фотокадрах пригородных парков шагают анимационные пионеры, матросы, осоавиахимовцы в противогазах, спортсмены «делающие раз». «Новый человек уставать не должен: ему положен отдых- коллективный. Отдыхать одному не уместно. Это с идеологической точки зрения сомнительно!»

На выставке «Хранить вечно» война спрятана в экранную хронику, демонстрируемую в одном из залов. А вот и эвакуационный поезд. Один из них. Едущий сначала в одну сторону…, а после (когда после?) — обратно…

«Ночью вещи во дворце разговаривают…» Бронзовые, деревянные, мраморные… Они живые!

Наверное, они разговаривали и находясь в ящиках с соломой, когда их увозили из родных дворцов. Переговаривались между собой и те, завернутые в ткани статуи, которые остались пережидать войну в родных стенах: были спрятаны, да так, что гитлеровцы не смогли обнаружить их.

Те вещи, что не вывезли, охраняли в подвалах Исаакия сотрудники дворцов-музеев. В блокадном Ленинграде они жили именно там, рядом с бесценными вещами. В помещениях было минус двадцать… А еда снилась, как назло, часто и непременно на праздничном столе. «Охранять искусство всегда, даже если холодно и нет еды».

Руины после войны. Совершенно не модные, не античные, как это было принято в эпоху классицизма…

Покидая темные театральные коридоры мы видим свет. Зал реставрации и воссоздания. Подлинные послевоенные фотографии дворцов-музеев Гатчины, Павловска, Петергофа и Царского Села.

Своеобразный реквием играет этот белый рояль тем, кто умер еще в годы войны и не празднует с нами этот век музеев. Прекрасная мелодия льется из него и тем, кто сейчас служит музейному делу.

У них не было времени. Они торопились спасти и сохранить. Они совершали профессиональный подвиг, сохраняя предметные коллекции для будущего. Ради истории, ради нас с вами. А у нас есть время. Должно быть. Чтобы посетить выставку «Хранить вечно», чтобы вспомнить и отдать дань памяти сотрудниками пригородных дворцов-музеев…

Выставка работает до 8 октября 2018 года.

©Текст и фото Анастасия Смирнова

Будьте первым, кто оставит комментарий!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.