Нажмите "Enter", чтобы перейти к контенту

В гостях у Юсуповых. Четыре истории о театре.

В Римском зале Юсуповского дворца на Мойке проходит выставочный проект  «В гостях у Юсуповых», посвященный теме театра в судьбах представителей известного дворянского рода.  Для выставки было разработано дизайнерское решение, благодаря которому экспозиция органично вписана в оригинальное пространство интерьера и одновременно максимально информативна для посетителей. На выставке представлены экспонаты из частных коллекций русских антикваров, а также из фондов Русского музея, ГМЗ «Петергоф», Санкт-Петербургского музея театрального и музыкального искусства, Военно-исторического музея, усадьбы князей в Архангельском и запасников самого Юсуповского дворца. Большинство из них ранее широко не экспонировались. 

© Фото А.Смирновой

Домашний театр всегда был центром великосветской жизни Санкт- Петербурга. Музыкальные и театральные постановки Юсуповых собирали свет общества. Среди гостей театра нередко бывали  и члены русской императорской семьи. Уникальная сцена, созданная в XIX веке и дошедшего до нас в первозданном виде, привлекала ярчайших представителей искусства. На ней блистали Полина Виардо, Федор Шаляпин и Ференц Лист, а позднее солисты Мариинского и Михайловского театров*.

© Фото А.Смирновой«Большой барин и татарский князь» – Н.Б.Юсупов-старший.

«Театральная история» выставки берет начало с рассказа о Николае Борисовиче Юсупове-старшем (1750-1831) – одном из самых ярких представителей рода. Известный общественный деятель, меценат и коллекционер, он обучался в Голландии, в Лейденском университете, где возрос и укрепился его интерес к науке и искусству. Николай Борисович – образованный вельможа, он путешествовал по Европе, был знаком с Бомарше, который посвятил ему стихотворение, заказал у Антонио Канова знаменитую скульптурную композицию  «Поцелуй Амура и Психеи», находящуюся сейчас в Эрмитаже, покупал полотна для Екатерины-II. Увлечение Николая Борисовича театром, получившее свое развитие уже по возвращении на родину, носило не просто любительский характер, но нашло отражение в его служебной карьере: на протяжении восьми лет он являлся директором Императорских театров. Это время – конец XVIII века – пришлось на период становления профессионального театрального дела России.

© Фото А.Смирновой

Музыкальные пристрастия князя Николая Борисовича-младшего.

Николай Борисович-младший (1827-1891) – единственный сын Бориса Николаевича и его супруги Зинаиды Ивановны, полный тезка своего знаменитого деда, – унаследовал от него  не только любовь искусствам и театру, но и талант музыканта. Музыка была его страстной душевной привязанностью, а игра на скрипке – самым любимым занятием. Николай Борисович был одним из просвещенных вельмож, которые своим примером рушили старые стереотипы. Он знакомил европейцев с русской музыкальной культурой, а петербургскую публику с русскими зарубежными мастерами и новинками музыкальной Европы. Юсупов-младший являлся почетным  членом Парижской консерватории, Римской музыкальной академии и Болонского филармонического общества. Собственный крепостной оркестр князя насчитывал от 30 до 40 человек. После отмены крепостного права в России, породившего конфликт с музыкантами, оркестр был распущен и при дворце остался лишь квартет. На этом закончилась не только история крепостного оркестра и театра Юсуповского дворца, но и крепостного театра в России в целом.

Пианино. Франция. Париж. Середина XIXв. Фабрика Эрар. Из фондов СПбГМТиМИ © Фото А.Смирновой
© Фото А.Смирновой

«Театральный роман» Николая Феликсовича Юсупова 

Н.Ф.Юсупов. Фото из выставочного каталога

Николай Феликсович Юсупов возглавлял любительскую труппу, играл на сцене в любительских спектаклях, писал романсы под псевдонимом Роков. По свидетельству графини Марины Гейден «театр был его Богом, артист несомненного таланта, он был руководителем любительской труппы». Именно встреча с Гейден станет роковым событием в его «театральном романе». Князь знакомится с нею в любительской театральной труппе, когда Марина уже была помолвлена с графом Арвидом Мантейфелем. 23 апреля 1908 года состоялось их венчание, а 22 июня князь Юсупов погибает на дуэли с графом, сраженный выстрелом в сердце.

© Фото А.Смирновой

Феликс Феликсович Юсупов: «На сцене нет условностей: жизненно все» (мемуары)

Гибель брата стала для Феликса Феликсовича Юсупова личной трагедией. Теперь он наследник рода и опора родителей. Словно желая отсрочить принятие ответственного решения он уезжает учиться в Оксфорд. В это время Англия, как и вся Европа рукоплещет Русским сезонам. Посещая концерты русской антрепризы Феликс знакомится с Сергеем Дягилевым и многими артистами его труппы. В настоящую дружбу перерастает его давнее знакомство с русской балериной Анной Павловой, к которой он нередко наведывается в гости в имение Айви-хаус. Вернувшись на родину князь будет долго хранить слепок ноги великой балерины в доме на Мойке в память о тех днях.

Портрет князя Феликса Юсупова. Йоханнес Линс, 1919г. Холст, масло, 203х122см. Из фондов УК СПБ ДКРП «Юсуповский дворец» © Фото А.Смирновой

«Воспоминания об Анне Павловой»

Уже живя в эмиграции в 1920-м году Феликс Юсупов выступил устроителем знаменитого благотворительного «Синего бала», который посетила сама королева Англии. Феликс Феликсович вспоминал: «В полночь бал сменился балетом. Овацией встретили Павлову, синей птицей слетевшей с пагоды в середке сцены. Грянула буря аплодисментов, когда она исполнила Рубинштейнову «Ночь». Далее кордебалет с «Голубым Дунаем», русскими плясками и восточными танцами. Далее Павлова с Волыниным и труппой в менуэте Маринуцци. Костюмы менуэта делал Бакст» (мемуары). До конца жизни Феликс Юсупов пронес нежную привязанность и благоговейное отношение к балерине, а ее смерть для него стала горестной утратой: «Она навсегда останется самым волнующим и поэтическим воспоминанием молодости моей»(мемуары).

Б.О.Фредман-Клюзель. Слепок ноги Анны Павловой. 1913г. Россия, СПб., бронза, камень поделочный, литье. Из фондов СПбГМТ и МИ © Фото А.Смирновой
Серьги «Сильфида», брошь «Анна Павлова» Ювелирный дом «AXENOFF» © Фото А.Смирновой

«Один фарфоровый шедевр»

Анна Павлова (1881-1931) создала неповторимый чарующий образ, стала символом эпохи. Известный критик Андрей Левинсон говорил о балерине: «Ее искусство рождалось и умирало вместе с ней – чтобы танцевать, как Павлова, нужно было быть Павловой!» Когда Сен-Санс увидел Павлову, танцующую его «Лебедя», он добился встречи с ней, чтобы сказать: «Мадам, благодаря вам я понял, что написал прекрасную музыку!» К этому образу до сих пор обращаются художники, балетмейстеры, режиссеры. В этом году на Императорском фарфоровом заводе главным его художником  Нэлли Львовоной Петровой был создан сервиз «Волшебный мир балета Анны Павловой», состоящий из 17 предметов. «Виртуозно исполненная роспись сервиза восходит к лучшим образцам живописи в русском фарфоре XIX века. Изображения русской балерины выполнены надглазурно в технике гризайль. Центральный элемент композиции – блюдо с изображением Анны Павловой в роли бесплотной нимфы Сильфиды из балета «Шопениана». На чашках чайнике, сливочнике — любимые персонажи артистки из других знаменитых балетов» пишет о сервизе

«Волшебный мир балета Анны Павловой» (2018) Сервиз из 17 предметов. ИФЗ. Автор Н.Л.Петрова © Фото А.Смирновой
«Волшебный мир балета Анны Павловой» (2018) Сервиз из 17 предметов. ИФЗ. Автор Н.Л.Петрова © Фото А.Смирновой

Создатель сервиза Нелли Львовна рассказала о своей работе, о том, что ее вдохновляло: «Это прошлое, которое окутано у нас каким-то серебряным цветом, оно развеивается и появляется фигура Анны Павловой в костюме, в котором она выступает со сцены. Ее глаза, костюм изображены в технике сфумато, и это  словно взгляд из прошлого…»

Нэлли Львовна Петрова — художник по росписи фарфора, скульптор, главный художник ИФЗ. © Фото А.Смирновой

Действительно, этот сервиз является и своеобразным экскурсом в прошлое, напоминанием о том, что у Николя Борисовича  Юсупова-старшего в Архангельском, где он провел последние годы, было свое фарфоровое заведение, превратившееся в конце 1820-х годов в фарфоро-фаянсовое производство.

Выставка «В гостях у Юсуповых» работает до 20 декабря 2018 года.
Часы работы музея: с 11.00 до 18.00.
Вход для индивидуальных посетителей осуществляется с улицы Декабристов, д.21.

*При написании статьи использованы материалы из  выставочного каталога.

 © Анастасия Смирнова

Будьте первым, кто оставит комментарий!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.