В Музыкальной библиотеке Петербургской Филармонии презентовали* книгу** «Полина. Переписка, пушкинского времени, найденная в Зимнем дворце».
Старший научный сотрудник Государственного Эрмитажа Анна Конивец (она является автором-составителем данной монографии) рассказала о том, как несколько лет тому назад во время ремонта в Зимнем дворце под полом была обнаружена пачка старых бумаг.
Разрозненные, загрязненные, местами поврежденные водой листочки оказались частью архива Прасковьи (Полины) Арсеньевны Бартеневой (1811–1872), фрейлины и выдающейся певицы своей эпохи. Сенсационная находка существенно расширяет представления о жизни столичной интеллектуальной элиты, и, в частности, – «пушкинского круга».
Всего было найдено 14 писем. В них упоминается множество известных фамилий первой половины ХIХ века. Практически все эти люди принадлежат к пушкинскому окружению, а кто-то, как, например, граф Михаил Юрьевич Виельгорский или Елизавета Михайловна Хитрово – к числу близких друзей поэта.
В 1835 году Полина Бартенева была приглашена в Петербург из Москвы по указанию императрицы Александры Федоровны и поселилась в Зимнем дворце, вскоре став фрейлиной. Бартенева выступала не только для узкого круга придворных, но и принимала участие в благотворительных концертах в пользу раненых, а также ветеранов сцены, проходивших в великолепном зале Дворянского собрания (ныне – Большой зал филармонии).
«Письма принадлежат перу самой Полины, ее матери Федосьи Ивановны Бартеневой, урожденной Бутурлиной, и отца – Арсения Ивановича Бартенева, который в царствование Александра I служил курским губернатором. В них подробно и колоритно описываются майские гулянья в Москве с участием Николая I, императрицы Александры Федоровны и их августейших детей. Арсений Иванович сообщает дочери, что представлялся царской чете, беседовал с министром Двора светлейшим князем Петром Михайловичем Волконским, виделся с генерал-губернатором Москвы светлейшим князем Дмитрием Владимировичем Голицыным, встречался с графом Михаилом Юрьевичем Виельгорским, – рассказывает Анна Конивец, – Письма Федосьи Ивановны Бартеневой к дочери отправлены из Петербурга в Царское Село, куда Полина уехала на лето вместе с Двором. В них упоминаются близкая знакомая Пушкина Елизавета Михайловна Хитрово, ее дочь, фрейлина Екатерина Тизенгаузен, графиня Репнина-Волконская и ее дочь Варвара Репнина; Мария Васильевна Кочубей (жена канцлера Виктора Павловича Кочубея, в доме которого Пушкин часто бывал); Юлия Федоровна Баранова (воспитательница царских детей); княгиня Наталия Степановна Голицына (внучка княгини Наталии Петровны Голицыной, пушкинской «Пиковой дамы») и многие другие, чьи имена хорошо известны как по историческим источникам, так и по литературным».
В книге помимо текстов самих писем есть рассказы о людях, которые в них упоминаются, о работе почтового ведомства в пушкинское время, а также приводятся материалы, обнаруженные в Пушкинском Доме и в Отделе рукописей Российской Национальной библиотеки.
После презентации книги перед собравшимися выступила Татьяна Краснобородько, ученый хранитель Пушкинского рукописного фонда,которая отметила, что находка, обнаруженная в Зимнем дворце – чрезвычайная удача для исследователя повседневности русского двора пушкинской эпохи. По мнению пушкиноведа, история обнаружения писем вполне может стать основой для художественного произведения, подобного, например, «Рукописи, найденной в Сарагосе» Яна Потоцкого и «Рукописи, найденной под кроватью» Алексея Толстого.
В завершении встречи библиотекарь Павел Дмитриев представил собравшимся раритет — изданную в Петербурге в 1861 году книгу «L’Art du Chant» – «Искусство пения» из собрания графа Матвея Юрьевича Виельгорского – представителя династии, многократно фигурирующей как в истории музыкального искусства в Российской империи, так и в монографии «Полина. Переписка, найденная в Зимнем дворце».
*Встреча состоялась в рамках нового просветительского проект филармонии – «Библиотечная среда», под таким названием в читальном зале Музыкальной библиотеки будут проходить обсуждения изданий музыкальной и культурно-исторической проблематики.
**Книга вышла ограниченным тиражом и ее можно приобрести в киосках Государственного Эрмитажа.
© По материалам Государственной Филармонии, Анастасия Смирнова (фото)
Будьте первым, кто оставит комментарий!