Нажмите "Enter", чтобы перейти к контенту

«В этом имени целая эпоха…»

Открытие выставки в Библиотеке Росси. 5 декабря 2023 года. Павловский дворец
Открытие выставки в Библиотеке Росси. 5 декабря 2023 года. Павловский дворец

В Библиотеке Росси Павловского дворца открылась выставка, рассказывающая о великой княгине Елене Павловне, супруге Михаила Павловича, последнего сына императора Павла I. Этот год — юбилейный в биографии великой княгини: исполняется 200 лет с момента приезда Елены Павловны в Россию и 150 лет со дня ее смерти.

Урожденная принцесса Шарлотта Вюртембергская, вошла в русскую историю как покровительница науки и искусства, поборница отмены крепостного права, основательница Крестовоздвиженской общины сестер милосердия и Клинического института для усовершенствования врачей. В основу всей жизни Елены Павловны был заложен принцип, «что положение русской Великой Княгини не есть преимущество, не есть право наслаждаться тем, чего другие не имеют, а трудная и великая должность перед престолом и государством, для исполнения которой нет пределов в усилиях и любви к России».

Выставка «В этом имени целая эпоха. Великая княгиня Елена Павловна в России» в Библиотеке Росси Павловского дворца
Выставка «В этом имени целая эпоха. Великая княгиня Елена Павловна в России» в Библиотеке Росси Павловского дворца
Выставка «В этом имени целая эпоха. Великая княгиня Елена Павловна в России» в Библиотеке Росси Павловского дворца
Выставка «В этом имени целая эпоха. Великая княгиня Елена Павловна в России» в Библиотеке Росси Павловского дворца
Выставка в Библиотеке Росси Павловского дворца
Выставка в Библиотеке Росси Павловского дворца

Представленные на выставке живописные портреты, графика и скульптура, письма и документы рассказывают о жизненном пути великой княгини.

Манифест Александра I о миропомазании принцессы Шарлотты и обручении ее с великим князем Михаилом Павловичем. 6 декабря 1823 года / Манифест Александра I о бракосочетании великого князя Михаила Павловича с великой княжной Еленой Павловной. 9 февраля 1824 года
Манифест Александра I о миропомазании принцессы Шарлотты и обручении ее с великим князем Михаилом Павловичем. 6 декабря 1823 года / Манифест Александра I о бракосочетании великого князя Михаила Павловича с великой княжной Еленой Павловной. 9 февраля 1824 года
К.П.Брюллов. Портрет великой княгини Елены Павловны. 1829 год
К.П.Брюллов. Портрет великой княгини Елены Павловны. 1829 год
Неизвестный гравер с оригинала Й.Крихубера. Портрет великой княгини Елены Павловны. 1829 год
Неизвестный гравер с оригинала Й.Крихубера. Портрет великой княгини Елены Павловны. 1829 год
Жан Пьер Сюдр. Портрет великой княгини Елены Павловны. 1836 год
Жан Пьер Сюдр. Портрет великой княгини Елены Павловны. 1836 год
Неизвестный литограф. Вид на Зимний дворец со стороны Невского проспекта. 1823-1825 гг.
Неизвестный литограф. Вид на Зимний дворец со стороны Невского проспекта. 1823-1825 гг.

Так, листы альбом Александра Плюшара «Собрание видов Санкт-Петербурга и окрестностей» хранят ремарки юной великой княгини. В частности, на листе с литографией Зимнего дворца Елена Павловна отметила окна комнат, где после бракосочетания с великим князем великим князем Михаилом Павловичем, молодые жили неподалеку от комнат вдовствующей императрицы Марии Федоровны.

Константиновский дворец в Павловске. Неизвестный художник. Первая треть XIX века
Константиновский дворец в Павловске. Неизвестный художник. Первая треть XIX века

Изображения Павловска напоминают, что с 1824 года супруги здесь проводили летний сезон – для них был заново обустроен деревянный Константиновский дворец на берегу Центрального Розовопавильонного пруда. После смерти Марии Федоровны, когда Павловск перешел во владение великого князя Михаила Павловича, по инициативе Елены Павловны был составлен каталог картин Павловского дворца. По ее желанию на правом берегу реки Славянки была проложена дорожка, которая в память о великой княгине и сегодня называется Еленинской.

На выставке можно увидеть дневник великой княгини, датируемый 1828-м годом.

Страницы Дневника великой княгини Елены Павловны (1828 год)
Страницы Дневника великой княгини Елены Павловны (1828 год)
Дневник великой княгини Елены Павловны. 1828 год
Дневник великой княгини Елены Павловны. 1828 год

В витринах экспозиции – трогательные записки, письма, портреты детей Елены Павловны.

В.И.Гау. Портрет великих княжон Екатерины Михайловны, Елизаветы Михайловны, Марии Михайловны.1838 год
В.И.Гау. Портрет великих княжон Екатерины Михайловны, Елизаветы Михайловны, Марии Михайловны.1838 год
Письмо великой княжны Марии Михайловны к отцу великому князю Михаилу Павловичу. Б/д
Письмо великой княжны Марии Михайловны к отцу великому князю Михаилу Павловичу. Б/д

Кроме Павловска великокняжеская чета владела Михайловским, Каменноостровским дворцами и Ораниенбаумом. В 1830-е годы Михайловский дворец стал местом пышных великосветских приемов и балов. Но Елена Павловна более ценила свои «собрания по вечеру», куда приглашала известных литераторов. Здесь бывали В.А. Жуковский, В.А. Вяземский, В.Ф. Одоевский, А.И. Тургенев. Известно о беседах великой княгини с А.С. Пушкиным.

Письмо великой княгини Елены Павловны к великому князю Михаилу Павловичу с описанием дуэли А.С.Пушкина. 6/18 февраля 1837 года. Франц.язык
Письмо великой княгини Елены Павловны к великому князю Михаилу Павловичу с описанием дуэли А.С.Пушкина. 6/18 февраля 1837 года. Франц.язык
«Очень грустное событие
Очень грустное событие

Позднее на вечера стали приглашать художников и ученых. Эти вечера в Петербурге называли «морганатическими», поскольку здесь одновременно бывали представители разных слоев общества. Посещали Михайловский дворец и члены «секретного комитета» Николая I по крестьянскому вопросу, стоявшие у истоков реформы крепостного права. Убежденная в необходимости перемен, великая княгиня в своем Ораниенбаумском имении установила фиксированную посильную плату для крестьян за пользование лесными и водными угодьями, а также учредила несколько новых школ и медицинских пунктов для крепостного населения. А позднее, в середине 1850-х годов разработала проект «полной эмансипации» крепостных в своем имении Карловка Полтавской губернии.

А.Г.Рубинштейн. Фотография Александровского. Печать на камне П.Иванов
А.Г.Рубинштейн. Фотография Александровского. Печать на камне П.Иванов

В 1852 году Антон Рубинштейн, молодой начинающий композитор и пианист, получил приглашение от великой княгини Елены Павловны провести лето в ее дворце на Каменном острове, аккомпанируя по вечерам на музыкальных собраниях. В этот период с подачи великой княгини он написал три одноактных оперы: «Месть», «Сибирские охотники», «Фомка-дурачок», сюжеты которых были взяты из жизни народов России – Кавказа, Сибири и Украины. Осенью 1859 года по инициативе А.Г.Рубинштейна Елена Павловна стала покровительницей только что утвержденного Русского музыкального общества. В сентябре 1860 года в Михайловском дворце были открыты классы вокального и хорового пения, занятия по фортепиано, скрипки и виолончели, практическому курсу сочинения и элементарной теории. Сам композитор полагал впоследствии, что основание первой русской консерватории в России нужно относить ко времени возникновения музыкальных классов в Михайловском дворце.

А.Г.Рубинштейн. Его Императорскому Высочеству Великой Княгине Елене Павловне. Две мелодии. 1894
А.Г.Рубинштейн. Его Императорскому Высочеству Великой Княгине Елене Павловне. Две мелодии. 1894

В 1857 году великая княгиня узнала, что художник Александр Иванов в Риме закончил писать свою картину «Явление Христа народу», над которой работал в течение двадцати лет. Узнав о нуждающемся положении художника и о его боязни открыть миру свое произведение, она приехала в мастерскую к Иванову и заставила показать картину. Тут же она заказала снять с нее фотографии, которые в то время стоили очень дорого, и приняла на себя все издержки по отправки шедевра в Петербург.

В.Ф.Тимм. Вид Античной залы в Академии Художеств в Петербурге во время выставки картины «Явление Христа народу», Вид могилы А.А.Иванова на кладбище Воскресенского Новодевичьего монастыря. Портрет А.А.Иванова,1858 года
В.Ф.Тимм. Вид Античной залы в Академии Художеств в Петербурге во время выставки картины «Явление Христа народу», Вид могилы А.А.Иванова на кладбище Воскресенского Новодевичьего монастыря. Портрет А.А.Иванова,1858 года

Великая княгиня активно занималась благотворительностью, после кончины Марии Федоровны взяв на себя опеку над воспитательными, образовательными и медицинскими учреждениями. Но, пожалуй, главная заслуга Елены Павловны – создание Крестовоздвиженской Общины сестер милосердия, которые по призыву великой княгини отправились на театр действий Крымской войны для оказания помощи раненым.

В.Ф.Тимм с фотографии С.Л.Левицкого. 1856 г. Сестры Крестовоздвиженской Общины попечения раненных. Севастополь,1855 года
В.Ф.Тимм с фотографии С.Л.Левицкого. 1856 г. Сестры Крестовоздвиженской Общины попечения раненных. Севастополь,1855 года
Письмо великой княгини Елены Павловны Н.М.Пирогову. 27 декабря 1854 года
Письмо великой княгини Елены Павловны Н.М.Пирогову. 27 декабря 1854 года

Она обратилась к русским женщинам всех сословий, не связанным семейными узами, с призывом вступать в организуемую на ее иждивение общину сроком на год для работы в военных госпиталях Крыма. Знаменитый хирург Николай Пирогов по договору с Еленой Павловной руководил подготовкой сестер милосердия, которые в госпиталях Крыма ассистировали на операциях, проводили перевязки, заведовали аптеками и хозяйством. Всего на помощь раненым оправились 163 человека из различных сословий. В это же самое время в британских госпиталях вопросами санитарии занимались 20 девушек, призванных на помощь армии Флоренс Найтингейл. Ее считают основоположницей сестринского дела, хотя великая княгиня Елена Павловна и ее сестры внесли гораздо более значительный вклад. Неслучайно позднее основатель Международного Красного Креста общественный деятель и писатель швейцарец Анри Дюнан прямо указывал: «Если сегодня Красный Крест охватывает мир, то это благодаря примеру, поданному во время войны в Крыму Ея Императорским Высочеством Великой Княгиней Еленой Павловной».

Кроме вещей из собрания музея-заповедника «Павловск» на выставке представлены экспонаты из Государственного Эрмитажа, Государственного Русского музея, Литературного музея Института русской литературы (Пушкинского дома) и Государственного архива РФ.

©Анастасия Смирнова (По материалам ГМЗ «Павловск»)
©Денис Смирнов (фото)

Будьте первым, кто оставит комментарий!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.