Нажмите "Enter", чтобы перейти к контенту

«Мир русского дворянства. Балы и торжества»

«Пылает тысячью огней
Обширный зал; с высоких хоров
Ревут смычки; толпа гостей;
Гул танца с гулом разговоров.
В роскошных перьях и цветах,
С улыбкой мертвой на устах,
Обыкновенной рамой бала,
Старушки светские сидят
И на блестящий вихорь зала
С тупым вниманием глядят.

Кружатся дамы молодые,
Не чувствуют себя самих;
Драгами камнями у них
Горят уборы головные;
По их плечам полунагим
Златые локоны летают;
Одежды легкие, как дым,
Их легкий стан обозначают».

Е.А.Баратынский «Бал»,1825-1828 гг.

Да, эти строки из давно минувшего времени… Но, скажите на милость, какая девочка, девушка, дама, живи они в XIX или в XXI веке не мечтали бы посетить бал?  Сейчас мода на балы вновь захватила Петербург. Но какими они были раньше? Как были организованы праздничные торжества в дворянской среде XIX столетия? Как готовились к балам, где заказывали  наряды и аксессуары, из чего состоял праздничный церемониал? На эти и многие другие вопросы призвана ответить новая экспозиция  Николаевского зала  Юсуповского дворца. Это  четвертая выставка проекта «Мир русского дворянства».

«Балы и торжества» – новая страница в истории многолетнего сотрудничества Юсуповского дворца с Государственным Эрмитажем.

Директор Юсуповского дворца Н.В.Кукурузова и Директор Государственного Эрмитажа М.Б.Пиотровский открывают выставку для гостей  в Юсуповском домашнем театре.   ©Фото А.Смирновой
Директор Юсуповского дворца Н.В.Кукурузова и Директор Государственного Эрмитажа М.Б.Пиотровский открывают выставку  ©Фото А.Смирновой
Директор Государственного Эрмитажа М.Б.Пиотровский на выставке  ©Фото А.Смирновой

На выставке собрана уникальная подборка известных произведений искусства, неизменно привлекающих внимание посетителей и специалистов, без которых невозможно вообразить себе торжество в имперской столице. В первую очередь, акцент сделан на предметах, принадлежавших княжеской семье.

Веер, изготовленный на память о свадьбе князя Ф.Ф.Юсупова-младшего с великой княжной Ириной Александровной, состоявшейся 22 февраля 1914 года в Аничковом дворце ©Фото А.Смирновой

Древний род Юсуповых и его представители стали значимой частью русской истории и культуры. Безупречный вкус, прекрасное образование, безграничные финансовые возможности позволяли Юсуповым, придерживаясь последних модных тенденций, собирать коллекции памятников мирового искусства. Живописные и фотографические портреты Юсуповых знакомят экскурсантов с хозяевами дворца.

Кристина Робертсон Портрет З.И.Юсуповой. 1840 год

Из переписки Т.А.Юсуповой: «В Париже на балах не хватает кавалеров. В Петербурге кавалерам не хватает балов» (1858г). Годом позже : «Наконец-то Петербург просыпается. Начались балы и веселье»(1859г).

Портрет Т.А.Юсуповой. Неизвестный художник.

«Все в ожидании больших приемов в Михайловском дворце. Бал обычный должен будет превратиться в бал костюмированный, когда вдруг в разгаре праздника появятся некие таинственные маски. Говорят, будут шесть женщин одного роста, одетых совершенно одинаково. кроме этого будут Пилигримы, Пьеро, Времена года, Месяцы, Дни и тому подобное. Наконец, будут живые картины» (1859г).

Центральное место экспозиции занимают костюмы, принадлежавшие семье Юсуповых. Впервые после революции 1917 года они оказались в стенах родного дворца. Бальные платья княгинь Зинаиды Ивановны, Татьяны Александровны, Зинаиды Николаевны не только демонстрируют моду давно прошедших лет, но и знакомят со вкусом трех знатных представительниц рода.

©Фото А.Смирновой

На выставке представлены уникальные мемории — икона «Покрова Пресвятой Богородицы», которой Зинаиду Ивановну Нарышкину отец благословил на брак с Борисом Николаевичем Юсуповым и платье, бывшее на ней в день помолвки.

©Фото А.Смирновой

«Платье бальное из серебристого газа с узором из белого шелка в виде цветов с короткими рукавами-буфами. Украшено вышивкой лентой и стальными блестками». Внимание привлекает слово «стальными». Или «Платье вечернее из прозрачного газа с тканым узором растительных мотивов  и орнаментальных клеток, имитирующих кружево «Блонды». И никаких повторов, даже в описании нарядов!

Бальные платья, 1830-е. Россия, Санкт-Петербург ©Фото А.Смирновой

А на соседнем манекене в глаза бросается необычное чугунное колье из Берлина. И платья и украшение принадлежали Зинаиде Ивановне Юсуповой.

Чугунное колье. Германия, Берлин. 1830-е г. ©Фото А.Смирновой

Бальный образ дополнен веерами и аксессуарами из коллекции князей Юсуповых.

©Фото А.Смирновой
Портбукет, аксессуар в виде небольшого футляра для цветов, который крепится к платью или носится в руках. начала XX века ©Фото А.Смирновой
Зеркало складное с бальной книжкой  ©Фото А.Смирновой

Трость с ручкой в виде руки, сжимающей химеру, вероятно была сделана по заказу Николая Борисовича Юсупова-младшего.

Трость с набалдашником. Россия, Санкт-Петербург 1850-е .Мастер Ф.Крамер ©Фото А.Смирновой

Особое внимание на выставке привлекает складной черепаховый веер с карикатурным изображением костюмированного бала 25 января 1883 года, прошедшего во дворце великого князя Владимира Александровича в Петербурге. Попробуйте найти на нем  представительницу рода Юсуповых? К слову сказать, веер принадлежал  императрице Марии Федоровне.

Худ. И.А.Всеволожский. Россия,1883 г. ©Фото А.Смирновой

Отдельную часть многообразной экспозиции, состоящей более чем из 100 произведений живописи, декоративно-прикладного искусства, костюмов и фотодокументов из коллекции Государственного Эрмитажа, составляют предметы, принадлежавшие нескольким поколениям этого рода, позволяющие  рассказать, как о семейных праздниках, так и о великосветских балах и высочайших приемах при Императорском Дворе. Некоторые из них  широко демонстрируются впервые.

Саше свадебное, Россия конец XIX- начало XX вв. Происходит из собрания князей Юсуповых ©Фото А.Смирновой
Платок с марьяжным гербом Нарышкиных-Юсуповых. Россия, третья четверть XIX века. Принадлежал княгине З.И.Юсуповой ©Фото А.Смирновой
Ламбрекен из Дубовой столовой Юсуповского дворца. Россия(?) Конец XIX века

Газета «Санкт-Петербургские ведомости» в номере  №24, от 25 января (6 февраля) 1883 года писала: «В высших слоях Петербурга в настоящее время идут деятельные приготовления к костюмированному балу, имеющему состояться на этих днях, в одном из великокняжеских дворцов. Бал этот будет отличаться тем, что все удостоившиеся приглашения на него должны будут явиться в русских исторических костюмах, начиная со времен Рюрика до конца XVIII века».

Портрет княгини З.Н.Юсуповой в маскарадном костюме. Отпечаток на альбуминовой бумаге. Россия, 1890-е Фотограф Карл Андреевич Фишер. ©Фото с выставки  А.Смирновой

Жемчужиной экспозиции являются костюмы в русском стиле «Боярин» и «Боярыня», в которых княжеская чета – Феликс Феликсович-старший и Зинаида Николаевна Юсуповы присутствовали на историческом балу в Зимнем дворце в феврале 1903 года.

Костюм маскарадный «Боярыня»  Россия. 1903 год Принадлежал З.Н.Юсуповой. ©Фото А.Смирновой
Бальный веер ©Фото А.Смирновой
Костюм маскарадный «Боярин»  Россия. 1903 год Принадлежал Ф.Ф.Юсупову-старшему ©Фото А.Смирновой

На выставке впервые экспонируются редчайшие образцы парадной униформы служителей дворца Юсуповых.  Все они обеспечивались ливрейными костюмами, изготовление которых в конце XIX — начале XX века заказывали в известной петербургской мастерской поставщика Императорского Двора И.П.Лидваля. Главным элементом декора мужских ливрейных костюмов, особенно парадных, был золоченый галун и пуговицы с гербом князей Юсуповых.

Кафтан парадный лакея князей Юсуповых декорирован гербовым галуном и золочеными гербовыми пуговицами. Россия. Санкт-Петербург. Начало XXвека «И.П.Лидваль. Сыновья» ©Фото А.Смирновой
Кафтан парадный лакея князей Юсуповых алого сукна с эполетами. Россия. Санкт-Петербург. Начало XXвека «И.П.Лидваль. Сыновья» ©Фото А.Смирновой

И тем, кто любит и посещает балы сегодня, здесь дан совет из прошлого : «Для того чтобы быть на бале веселой не следует волноваться, а легкую праздничную лихорадку должны вызывать только музыка, шум, блеск, да еще кокетство, но без серьезных намерений. Стоит только хоть о чем-нибудь задуматься как все это разом угасает и исчезает бесследно!» (Из воспоминаний  современников)

Перчатки. 1831 г. Франция. Веер складной слоновой кости. 1870-е,Франция.©Фото А.Смирновой

Петербуржцы и гости города будут иметь возможность посетить временную экспозицию в течение четырех месяцев. Выставка продлится до 30 марта 2019 года.

© Анастасия Смирнова

Один комментарий

  1. Алла Зиневич Алла Зиневич 06.12.2018

    Как бужто сама посетила!
    Удивительно разнообразно!

Добавить комментарий для Алла Зиневич Отменить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *