Нажмите "Enter", чтобы перейти к контенту

«Сага о Романовых» Николай-I

В Михайловском замке открылась шестая выставка из цикла «Сага о Романовых», посвященная императору Николаю-I. Создатели экспозиции, которая включает в себя около 500 предметов, ставили перед собой задачу показать «другого государя». Николай Павлович представлен здесь императором, при котором процветала русская культура. В литературе звучали имена А.С.Пушкина, В.А.Жуковского, Н.В.Гоголя. В изобразительном искусстве — А.Г.Венецианова, К.И.Брюллова, И.К.Айвазовского и других. 

«Николаевское время — многогранная и противоречивая эпоха, в которой тотальный идеологический и политический контроль, установление цензуры и укрепление жандармского аппарата внешне парадоксальным, но вполне объяснимым образом сочетаются с расцветом искусств, архитектуры, публицистики, художественной критики и литературы. Николай Павлович, как личность много сделал для того, чтобы художественная культура России развивалась на самом высоком европейском уровне», — сказал на открытии выставки заведующий Отделом живописи XVIII — 1-й половины XIX вв. Русского музея Григорий Наумович Голдовский.

Так располагались портреты в "Романовской галерее", создавая понараму из 127 произведений

В 1840-х годах в Новом Эрмитаже по указу императора была создана галерея портретов представителей династии Романовых. Собрание живописных изображений правящей династии от Михаила Федоровича до самого Николая Павловича получило название «Романовской галереи». В 1918 году она была расформирована по разным музеям. В «Русском музее» сконцентрировались несколько десятков портретов. В ходе подготовки «николаевской» выставки  сотрудником музея Сергеем Алексеевым были обнаружены аутентичные рамы. Принцип развески этих картин, как и при императоре, на сегодняшней выставке — шпалерный: полотна подбираются по размеру и вешаются плотно в несколько рядов, покрывая всю плоскость стены. 

В экспозицию вошел целый ряд парадных портретов императора Николая-I, его сподвижников (А. Меншикова, А. Бенкендорфа, И. Паскевича) и членов царской семьи, выполненных такими художниками и скульпторами, как Джордж Доу, Франц Крюгер, Орест Кипренский, Федор Толстой и др.). 

Произведения живописи и графики, торжественные монументальные вазы, парадные сервизы, мебель, бронза, нумизматические раритеты и многие другие предметы обстановки, включенные в экспозицию, дают представление о панораме художественной жизни процветающей страны, об изысканных интерьерах царских резиденций и особенностях быта высочайшего двора.

Большое внимание на выставке уделено Александре Федоровне, супруге императора. В одной витрине размещены листки из переписки принцессы Шарлотты с будущем мужем и тут же, рядом записная книжка  с записью, сделанной в день смерти дорого супруга. Здесь же представлены личные вещи Александры Федоровны, живописные и акварельные портреты, мраморные  и бронзовые бюсты императрицы.

Вниманию посетителей Русский музей предлагает серию акварелей из бювара Александры Федоровны, подаренного ей детьми в 1858 году. Каждая акварель посвящена главному событию из жизни императрицы в период с 1817 по 1842 год.

Организаторы выставки с помощью живописных полотен, цветных гравюр и других всевозможных экспонатов рассказывают о рыцарских турнирах и  каруселях, которые Николай Павлович устраивал в честь своей супруги. Александру Федоровну называли Белой Розой. В одной из витрин «рыцарской» части выставки можно увидеть наградной знак «Ордена розы», выполненный Й.-Г.Хоссауэром в 1829 году по ее эскизу.

Не замалчиваются на выставке и драматические проблемы исторического пути России, обозначившиеся в это время. Отдельные разделы экспозиции  посвящены действиям на фронтах Русско-турецкой и Крымской войн. В одной из витрин выставлен  рукописный автограф императора: записки о восстании декабристов, датируемые 14 декабря 1825 года. 

Александровская колонна украшает Дворцовую площадь благодаря императору: Николай-I приказал возвести ее в честь победы  над Наполеоном. Торжественная церемония открытия памятника состоялась 11 сентября 1834 года. Архитектор хотел отказаться от участия в церемонии, но государь настоял, сказав: «Монферран, ваше творение достойно своего предназначения, вы воздвигли памятник самому себе». Полотно французского  художника Адольфа Ладюрнера, представленное на выставке, рассказывает о том событии.

Походная кровать императора, посмертная маска, акварели и литографии с изображением Николая Павловича на смертном одре и церемониалом его захоронения завершают осмотр выставки.

Выставка организована не только Русским музеем — в ее состав включены и произведения, предоставленные Государственным Эрмитажем, Государственной Третьяковской галереей, Государственным Историческим музеем, ГМИИ им. А.С.Пушкина, Музеями-заповедниками «Петергоф», «Царское Село», «Павловск» «Гатчина», Военно-историческим музеем артиллерии, инженерных войск и войск связи, Государственным архивом Российской федерации и рядом других государственных музеев и архивов России, а также владельцами личных коллекций.

Экспозиция будет работать до 20 мая 2019 года. Спонсор выставки — благотворительный фонд «Система»  ко Дню защитника Отечества приготовил для жителей и гостей города подарок: 24 февраля 2019 годя с 10 до 18 часов вход на выставку «Сага о Романовых. «Николай-I» будет бесплатным.

©Анастасия Смирнова 

Один комментарий

  1. Алла Зиневич Алла Зиневич 15.02.2019

    Какое разнообразие!
    И акварели весьма нежны!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *