Нажмите "Enter", чтобы перейти к контенту

В Большом китайском кабинете

Ловить остатки старины…

В летний сезон 2022 года дворцово-парковый ансамбль Ораниенбаума радует жителей и гостей нашего города открытием после реставрации* еще одного интерьера Китайского дворца. После завершения консервационно-реставрационных работ свои двери перед посетителями открыл последний зал парадной анфилады — Большой китайский кабинет**.

**Китайский дворец, являющийся объектом ГМЗ «Петергоф», расположен в Ораниенбауме (г. Ломоносов) в глубине Верхнего парка и является частью грандиозного дворцово-паркового комплекса «Собственная дача» императрицы Екатерины II. Определение «собственный» в придворной терминологии означало, что то или иное здание, павильон или сад предназначались для императорских особ, и сюда приглашались лишь избранные лица. Построенная в Ораниенбауме «Собственная дача» с Китайским дворцом и прилегающей к нему территорией, стала первой резиденцией Екатерины II. История Китайского дворца начинается одновременно со становлением Екатерины II как императрицы: ещё будучи великой княгиней, она задумывает построить в Ораниенбауме свою Собственную дачу с увеселительным садом и катальными горами. Став императрицей, она уже «сентября 3 дня 1762 года» (то есть, спустя 2 месяца после восшествия на престол) издала указ об отпуске денег на строительство Собственной дачи, архитектором которой в 1762—1768 годах был назначен Антонио Ринальди. Свое название дворец получил благодаря отделке интерьеров в китайском стиле (шинуазри), что было очень модным в XVIII веке.

Китайский дворец в Ораниенбауме (ГМЗ «Петергоф»)
Китайский дворец в Ораниенбауме (ГМЗ «Петергоф»)
Китайский дворец в Ораниенбауме (ГМЗ «Петергоф»)
Китайский дворец в Ораниенбауме (ГМЗ «Петергоф»)
Китайский дворец в Ораниенбауме (ГМЗ «Петергоф»)
Большой китайский кабинет, или Китайская галерея, как его называли в 18 веке (любимый зал Екатерины II), принадлежит к одному из самых эффектных интерьеров дворца. Особенностью декоративного убранства, выполненного в стиле «шинуазри», являются наборные деревянные панно на стенах.
Наборные деревянные панно на стенах Большого китайского кабинета выполнены в технике маркетри
Наборные деревянные панно на стенах Большого китайского кабинета
Наборное деревянное панно на стенах Большого китайского кабинета
Они иллюстрируют галантные сценки из жизни китайцев на фоне пейзажа. Эти композиции созданы в технике маркетри (мозаики из разных пород дерева) с инкрустацией пластинками моржовой кости русскими мастерами во главе с Иосифом Шталмеером, возможно, по рисункам Серафино Бароцци, который выполнил живописную отделку падуг потолка.
Падуги потолка Большого китайского кабинета
Серафино Бароцци выполнил живописную отделку падуг потолка (знак Бароцци)
В начале 19 века художественная отделка зала претерпела незначительные изменения. На деревянных стенных панно в углах и откосах появилась роспись, имитирующая китайский золотистый шёлк. В 1851 году художником П. Титовым была осуществлена переделка оформления падуг потолка. Однако основные композиционные элементы – изображения Богдыхана (так в русских летописях именовали китайского императора) и его супруги были сохранены и, вероятно, просто подправлены.
Изображения Богдыхана
Завершает декоративное убранство потолка плафон «Союз Европы и Азии» работы итальянского художника Якопо Гуарана.
Плафон Большого китайского кабинета Плафон Большого китайского кабинета «Союз Европы и Азии» художника Якопо Гуарана
Плафон Большого китайского кабинета «Союз Европы и Азии» художника Якопо Гуарана

Консервационно-реставрационные работы по живописи проводились художниками-реставраторами Петербургской реставрационной компании Н.А. Михайловым, В.В. Осиповым, Г.В. Ивановой. Отдельного упоминания заслуживает сложнейшая реставрация наборных деревянных панно, проделанная реставраторами А.В. Буториным и Д.М. Егоровым.

Падуги потолка Большого китайского кабинета
Пол кабинета, набранный из ценных пород дерева, сочетает в себе восточную орнаментику с элементами европейского рококо. Выполненный по рисунку А. Ринальди в 1773 г. группой русских столяров под руководством И. Петерсена, он является одним из лучших образцов паркета в Китайском дворце. Работы по художественному паркету исполнялись реставраторами под руководством А.П. Волкодава.
Бильярд работы английского мастера Р. Кларка

Еще одним важным событием для Китайского дворца в этом сезоне стало возвращение в Большой китайский кабинет бильярда работы английского мастера Р. Кларка. Приобретенный великим князем Петром Федоровичем в 1748 году, раритетный «аглицкой билиарт» был установлен здесь в царствование императрицы Екатерины II.

Бильярд работы английского мастера Р. Кларка (фрагмент)
*Реставрация Китайского дворца проходит при поддержке ПАО «Газпром». В период с 2004 по 2009 годы выполнены работы по восстановлению фасадов здания и гидроизоляции, c 2009 года осуществляется реставрация его интерьеров. Летом 2021 года состоялось торжественное открытие двух отреставрированных залов — Штукатурного покоя и Малого китайского кабинета. Плановый срок окончания всех реставрационных работ — 2024 год.

Режим работы музея:

С 28 мая по 25 сентября 2022 года музей открыт ежедневно с 10:30 до 18:00, кроме понедельника (выходной) и последнего вторника месяца (санитарный день).

Вход в музей и работа касс – c 10:30 до 17:00. Сеансы для индивидуальных посетителей: 12:00-14:00, 16:00-16:45.

Обратите внимание, музей прекращает работу во время дождя и при повышенной влажности.

© Анастасия Смирнова (фото)

Будьте первым, кто оставит комментарий!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.