27 марта в Главном штабе Государственного Эрмитажа состоялась премьера музейно-театрального проекта «Чудесный источник. Театр лаборатория в Эрмитаже». Спектакль-променад будет проходить в залах Главного штаба. Его авторы предлагают зрителям по-новому взглянуть на шедевры импрессионизма и постимпрессионизма, кубизма и супрематизма из собрания Эрмитажа.
«Чудесный источник» стал результатом сотворчества Государственного Эрмитажа и Российского государственного института сценических искусств. Молодые режиссёры и драматурги создали серию перформансов по мотивам произведений Галереи памяти Сергея Щукина и братьев Морозовых. Каждая из 12-ти композиций (этюдов) представляет собой поток ассоциаций и образов, вызванных работами Клода Моне, Анри Матисса, Казимира Малевича, Пьера Сулажа, Поля Гогена, Винсента ван Гога. В режиссёрских решениях задействованы самые разнообразные выразительные средства театрального языка. Наряду с пластическими, музыкальными и цирковыми элементами, театральной пародией, используются инструменты иммерсивного и документального театра. В литературной основе звучат мотивы драматургии конца XIX–ХХ веков – отзвуки голосов Чехова, Беккета, Ионеско и других авторов.
«Этот проект – очередной пример превращения музейного экспоната в участника и даже автора действа, – говорит генеральный директор Эрмитажа Михаил Борисович Пиотровский. – Всё должно строиться на аллюзиях, часто весьма сложных».
![Приветственное слово на открытие проекта говорит генеральный директор Государственного Эрмитажа М.Б.Пиотровский](https://sun9-18.userapi.com/impg/-M7A0z5OVID_p5i4v8p4BL5mbpkBotW-IcPyww/j7BR-Wh3TXk.jpg?size=807x538&quality=95&sign=7b05dc411d2aa7c20a751a06892571a4&type=album)
![Мастер РГИСИ Г.Р.Тростянецкий и Генеральный директор Государственного Эрмитажа М.Б.Пиотровский на открытии музейно-театрального проекта](https://sun9-58.userapi.com/impg/qIid-zBma2GasKs6d1vuleg0ctoFD-mu7TRDyg/wGCN7TP26Ys.jpg?size=807x537&quality=95&sign=419b46d0486a20144716fd01ec07ed4f&type=album)
Название проекту дала картина Поля Гогена «Чудесный источник». Полотна Галереи памяти Сергея Щукина и братьев Морозовых стали источником творческих идей для студентов, а весь спектакль-променад задуман как источник новых впечатлений для зрителей. Авторами и участниками проекта стали студенты и магистранты РГИСИ, режиссёрская мастерская Геннадия Тростянецкого (педагог-куратор Наталья Никуленко) и драматургическая мастерская Натальи Скороход.
Попадая в Главный штаб зритель попадает в начало проекта – Пролог.
![Пролог](https://sun9-47.userapi.com/impg/9Dymn7E52FkeAAbo5IOFAWiysgBjf7EZK3k95g/ku7cwwafqnw.jpg?size=807x538&quality=95&sign=b8e1f374bbd244c65bbfa6f898904d6c&type=album)
Затем у полотен с пейзажами Моне фокусник переносит посетителей во Францию. Он словно ткет «письма из воздуха» и под знаменитую музыку вовлекает в свою игру окружающих его людей.
![Письма из воздуха](https://sun9-78.userapi.com/impg/74oBr8AGyOqf7TvPLh67e0pWnlgIOAHD6MwrLg/ohz7DRelXz8.jpg?size=1438x2160&quality=95&sign=7aa26c691334fe133850503bbd8ad9a5&type=album)
Следом рассказываются «Страшные сказки» о картине Эдгара Дега «Площадь согласия». Эскизный набросок картины при всех тиражирует по всей видимости сам художник и разбрасывает тираж вокруг себя.
![Страшные сказки](https://sun9-4.userapi.com/impg/oPaxv9FFtP0AMzlE3NKY7rW-dTYSJBQAqqawbg/Vn0fe7KTnfA.jpg?size=807x605&quality=95&sign=2e61b60a9cef137a00d6f984d12e7441&type=album)
![Страшные сказки (фрагмент)](https://sun9-44.userapi.com/impg/3KbNmv8QdUBA1ar6B6DBbNbcvvR_jFvBl3C1fQ/OFethITKfAs.jpg?size=807x605&quality=95&sign=cfab24b438c025a3681e853948ee7a4b&type=album)
А в параллельном мире у полотен Сезанна ожившая палитра пытается собрать кисти. И если делать все медленно и верно, то все получится. Тому доказательством служат действия двух импрессионистических существ.
![Внимание к деталям](https://sun9-4.userapi.com/impg/wb2z4XV7B9cweAplQXtMTZentllQBPdB64sfRw/n5PVWHSzjSw.jpg?size=807x537&quality=95&sign=7ac09103055eed5bed7087cfa97a27ba&type=album)
И вот, наконец, постановка под названием «Запретный плод», рассказывающая о «Чудесном источнике» Гогена. Пять дев и плод манго. И придуманная драматургом Милой Романовой и поставленная режиссером Ше Муцзе история…
![Запретный плод](https://sun9-78.userapi.com/impg/35tOnXmuGd0SCNx8ulNVm49kN0f9aUoW4CmuyA/lKM47VJpt5E.jpg?size=807x537&quality=95&sign=bfe1257b991842a753f5d3032b3036fb&type=album)
![Запретный плод](https://sun9-46.userapi.com/impg/-AMr6_8w2OHQEnaequBpKxOfLJXgt864d_wskA/Npn0e3XRWdU.jpg?size=807x538&quality=95&sign=75f7ff23a468e6c5c00c6a64cb8ac636&type=album)
Самой романтичной темой проекта стала пластичная история «Муза на краю пропасти». Она посвящена картине «Амур и Психея» Мориса Дени и проигрывается в бывшем музыкальном зале Ивана Морозова. Вот и сейчас здесь звучит флейта…
![Муза на краю пропасти](https://sun9-17.userapi.com/impg/C7ob-VbMT8Seo-p-EjGsmPIP4gqxxTUpUV1EqA/6qe7hx9uzqA.jpg?size=807x538&quality=95&sign=21392b9605e516036dfdf13fe682eb84&type=album)
![Муза на краю пропасти](https://sun9-15.userapi.com/impg/LFlOXYBsdiHclZdAPoev967mpL8BaBebRYn1aQ/qJKCn9vj8hE.jpg?size=807x537&quality=95&sign=c7d5f11ca77701850929e49550819632&type=album)
![Муза на краю пропасти](https://sun9-74.userapi.com/impg/sh2nLxPogfEO06AETf7EUfzoNCNsgy_U9AFegw/e1DRhBYXoxA.jpg?size=807x537&quality=95&sign=e89f68a4d4370fbab55262a79706b17a&type=album)
![Муза на краю пропасти](https://sun9-67.userapi.com/impg/uLj6iuF6dddhDyifZrvRKSTEnXK0LYNsMqyB-w/K_SmQgs6jDQ.jpg?size=807x538&quality=95&sign=4e95863d269cc13cbf56c8297bd802b4&type=album)
![Муза на краю пропасти](https://sun9-79.userapi.com/impg/tM8BBlFwXPFN29I_IswQTX3nhrI4OrRu8xWhpw/1bgTXW7gaj8.jpg?size=810x1080&quality=95&sign=4077a550a5e7008606b1938f31f2f666&type=album)
Хэштегом #овкусахспорят отмечена «Гардеробная рапсодия». Персонажи художественного сериала из позапрошлого века сосуществуют со своими зрителями – сотрудниками музейного гардероба. Страсти накаляются! И не только среди костюмированных личностей.
![Гардеробная рапсодия](https://sun9-9.userapi.com/impg/BSP3nvpVqW51CJiMV6GSWDekjzLu_kI75b6qCA/fzlcqRH-eQM.jpg?size=807x538&quality=95&sign=056594e2e2ed8d874fa5f5273c4bc0f7&type=album)
![Гардеробная рапсодия](https://sun9-12.userapi.com/impg/768236TT8NcpaP_SkwX-Lq_iH9hxoFkS0_McMQ/0aF7IbZYAKE.jpg?size=807x538&quality=95&sign=3a58ab4a750d0a67f79f64db5230ed36&type=album)
![Гардеробная рапсодия](https://sun9-38.userapi.com/impg/eDs6pb5p4haVhbG25y2tsseBI5YUIAKd44vyag/lrq5qdj3rBE.jpg?size=807x453&quality=95&sign=0562a57e177fce59f3dd6714d42bb46b&type=album)
О «Маленькой Италии» Фрэнка Герберта Мэсона рассказывает внук некой Сандры, который «спустя сто лет вышел из картины и посвятил свой стендап тоске по родной Италии». Неплохой вышел стендап. Слушается на одном дыхании.
![Sono un Italiano](https://sun9-66.userapi.com/impg/GcRjWp7Z93PED9nOYfvjHHVQrEHEI-YP4SlT_A/2DcGhRJqMZ0.jpg?size=807x538&quality=95&sign=4662303a88523cead53059e0ef19244d&type=album)
Деконструкций назвали создатели проекта спор о полотнах Ван Гога одного экскурсовода Эрмитажа и одного из посетителей музея. Остальные же участники в их спор никак не вовлекаются… хотя могли бы.
![Деконструкция](https://sun9-70.userapi.com/impg/xjqO3Zn7bVU4D2egmBXagxi6eaa0-YmdVIeZ6Q/zgkHa7-HSUc.jpg?size=807x605&quality=95&sign=efbfbf6c735ac550761bfc04106259d4&type=album)
![Деконструкция](https://sun9-48.userapi.com/impg/jBUGBHFHAV2yeH02qXd6xWMIWVCvzqae0f5XOQ/K9iJ1Da21ts.jpg?size=807x538&quality=95&sign=f35745af7128a1b33f43f06e8a56587f&type=album)
Три девицы изображают трех женщин Пикассо. Правда картина, которую они пытаются «копировать находится позади актрис. А они: сидят, стоят, одна даже лежит на полу. Потом связываются воедино и уходят.
![Три женщины](https://sun9-38.userapi.com/impg/4lpu6Va5wyZFVkHi0c_bihDMWrXfmRQqC93Efg/lc2mf3glMmI.jpg?size=807x538&quality=95&sign=da280b4a6baf7d22e9c55ae77029c2bb&type=album)
![Три женщины](https://sun9-18.userapi.com/impg/aan_PQQ_3gc4l_ltWItXq_uiBVmeGoJht2LUUw/PKMxTDAzZUo.jpg?size=807x538&quality=95&sign=3fb83953bf6d33b7bcd2f551189e0938&type=album)
«Неловкое знакомство в окружении любовных историй мировой культуры» – так говорят создатели о следующей постановке у картины Матисса «Нимфа и сатир».
![Превращение](https://sun9-29.userapi.com/impg/17HolQmysH0W97xcxwgQJ6oMag0RTBENKJSFZg/ZmaVTu1H9cc.jpg?size=807x538&quality=95&sign=54a1ea9b5de356f18de1afcb095cb07f&type=album)
«Четыре человека пытаются преодолеть свое одиночество и молчание, прийти к говорению, к возможности сказать и быть услышанным – подобно «Черному квадрату» Казимира Малевича, где происходит движение от небытия, полного ничто к абсолютному свету и гармонии».
![Белый звук](https://sun9-52.userapi.com/impg/1fOFGTLFCAL82xidtp9VS5rZQ-khXTjYTj6bVQ/rVxxyam0Aa4.jpg?size=807x605&quality=95&sign=2aa922ec2acf1fee3095e2d1df9639da&type=album)
Билеты можно приобрести: на сайте Государственного Эрмитажа, в кассах музея в Главном музейном комплексе (Дворцовая наб., 34) и во входной зоне Главного Штаба (Дворцовая пл., 6/8); Стоимость билета: 1000 рублей для всех категорий граждан. Возврат билета возможен не позднее, чем за 3 дня до даты проведения мероприятия.
Представления: 6, 13, 20, 27 апреля и 4, 11, 18, 25 мая 2023 года.
Посещение променада по сеансам с 18:30 до 20:15.
Проект проходит при поддержке Генерального партнёра ПАО «Магнит» и Фонда «Эрмитаж XXI век».
© Анастасия Смирнова
Будьте первым, кто оставит комментарий!