27 марта в Главном штабе Государственного Эрмитажа состоялась премьера музейно-театрального проекта «Чудесный источник. Театр лаборатория в Эрмитаже». Спектакль-променад будет проходить в залах Главного штаба. Его авторы предлагают зрителям по-новому взглянуть на шедевры импрессионизма и постимпрессионизма, кубизма и супрематизма из собрания Эрмитажа.
«Чудесный источник» стал результатом сотворчества Государственного Эрмитажа и Российского государственного института сценических искусств. Молодые режиссёры и драматурги создали серию перформансов по мотивам произведений Галереи памяти Сергея Щукина и братьев Морозовых. Каждая из 12-ти композиций (этюдов) представляет собой поток ассоциаций и образов, вызванных работами Клода Моне, Анри Матисса, Казимира Малевича, Пьера Сулажа, Поля Гогена, Винсента ван Гога. В режиссёрских решениях задействованы самые разнообразные выразительные средства театрального языка. Наряду с пластическими, музыкальными и цирковыми элементами, театральной пародией, используются инструменты иммерсивного и документального театра. В литературной основе звучат мотивы драматургии конца XIX–ХХ веков – отзвуки голосов Чехова, Беккета, Ионеско и других авторов.
«Этот проект – очередной пример превращения музейного экспоната в участника и даже автора действа, – говорит генеральный директор Эрмитажа Михаил Борисович Пиотровский. – Всё должно строиться на аллюзиях, часто весьма сложных».
Название проекту дала картина Поля Гогена «Чудесный источник». Полотна Галереи памяти Сергея Щукина и братьев Морозовых стали источником творческих идей для студентов, а весь спектакль-променад задуман как источник новых впечатлений для зрителей. Авторами и участниками проекта стали студенты и магистранты РГИСИ, режиссёрская мастерская Геннадия Тростянецкого (педагог-куратор Наталья Никуленко) и драматургическая мастерская Натальи Скороход.
Попадая в Главный штаб зритель попадает в начало проекта – Пролог.
Затем у полотен с пейзажами Моне фокусник переносит посетителей во Францию. Он словно ткет «письма из воздуха» и под знаменитую музыку вовлекает в свою игру окружающих его людей.
Следом рассказываются «Страшные сказки» о картине Эдгара Дега «Площадь согласия». Эскизный набросок картины при всех тиражирует по всей видимости сам художник и разбрасывает тираж вокруг себя.
А в параллельном мире у полотен Сезанна ожившая палитра пытается собрать кисти. И если делать все медленно и верно, то все получится. Тому доказательством служат действия двух импрессионистических существ.
И вот, наконец, постановка под названием «Запретный плод», рассказывающая о «Чудесном источнике» Гогена. Пять дев и плод манго. И придуманная драматургом Милой Романовой и поставленная режиссером Ше Муцзе история…
Самой романтичной темой проекта стала пластичная история «Муза на краю пропасти». Она посвящена картине «Амур и Психея» Мориса Дени и проигрывается в бывшем музыкальном зале Ивана Морозова. Вот и сейчас здесь звучит флейта…
Хэштегом #овкусахспорят отмечена «Гардеробная рапсодия». Персонажи художественного сериала из позапрошлого века сосуществуют со своими зрителями – сотрудниками музейного гардероба. Страсти накаляются! И не только среди костюмированных личностей.
О «Маленькой Италии» Фрэнка Герберта Мэсона рассказывает внук некой Сандры, который «спустя сто лет вышел из картины и посвятил свой стендап тоске по родной Италии». Неплохой вышел стендап. Слушается на одном дыхании.
Деконструкций назвали создатели проекта спор о полотнах Ван Гога одного экскурсовода Эрмитажа и одного из посетителей музея. Остальные же участники в их спор никак не вовлекаются… хотя могли бы.
Три девицы изображают трех женщин Пикассо. Правда картина, которую они пытаются «копировать находится позади актрис. А они: сидят, стоят, одна даже лежит на полу. Потом связываются воедино и уходят.
«Неловкое знакомство в окружении любовных историй мировой культуры» – так говорят создатели о следующей постановке у картины Матисса «Нимфа и сатир».
«Четыре человека пытаются преодолеть свое одиночество и молчание, прийти к говорению, к возможности сказать и быть услышанным – подобно «Черному квадрату» Казимира Малевича, где происходит движение от небытия, полного ничто к абсолютному свету и гармонии».
Билеты можно приобрести: на сайте Государственного Эрмитажа, в кассах музея в Главном музейном комплексе (Дворцовая наб., 34) и во входной зоне Главного Штаба (Дворцовая пл., 6/8); Стоимость билета: 1000 рублей для всех категорий граждан. Возврат билета возможен не позднее, чем за 3 дня до даты проведения мероприятия.
Представления: 6, 13, 20, 27 апреля и 4, 11, 18, 25 мая 2023 года.
Посещение променада по сеансам с 18:30 до 20:15.
Проект проходит при поддержке Генерального партнёра ПАО «Магнит» и Фонда «Эрмитаж XXI век».
© Анастасия Смирнова
Будьте первым, кто оставит комментарий!