Нажмите "Enter", чтобы перейти к контенту

Чудесный источник

27 марта в Главном штабе Государственного Эрмитажа состоялась премьера музейно-театрального проекта «Чудесный источник. Театр лаборатория в Эрмитаже». Спектакль-променад будет проходить в залах Главного штаба. Его авторы предлагают зрителям по-новому взглянуть на шедевры импрессионизма и постимпрессионизма, кубизма и супрематизма из собрания Эрмитажа.

«Чудесный источник» стал результатом сотворчества Государственного Эрмитажа и Российского государственного института сценических искусств. Молодые режиссёры и драматурги создали серию перформансов по мотивам произведений Галереи памяти Сергея Щукина и братьев Морозовых. Каждая из 12-ти композиций (этюдов) представляет собой поток ассоциаций и образов, вызванных работами Клода Моне, Анри Матисса, Казимира Малевича, Пьера Сулажа, Поля Гогена, Винсента ван Гога. В режиссёрских решениях задействованы самые разнообразные выразительные средства театрального языка. Наряду с пластическими, музыкальными и цирковыми элементами, театральной пародией, используются инструменты иммерсивного и документального театра. В литературной основе звучат мотивы драматургии конца XIX–ХХ веков – отзвуки голосов Чехова, Беккета, Ионеско и других авторов.

«Этот проект  очередной пример превращения музейного экспоната в участника и даже автора действа, – говорит генеральный директор Эрмитажа Михаил Борисович Пиотровский. – Всё должно строиться на аллюзиях, часто весьма сложных».

Приветственное слово на открытие проекта говорит генеральный директор Государственного Эрмитажа М.Б.Пиотровский
Приветственное слово на открытие проекта говорит генеральный директор Государственного Эрмитажа М.Б.Пиотровский
Мастер РГИСИ Г.Р.Тростянецкий и Генеральный директор Государственного Эрмитажа М.Б.Пиотровский на открытии музейно-театрального проекта
Мастер РГИСИ Г.Р.Тростянецкий и Генеральный директор Государственного Эрмитажа М.Б.Пиотровский на открытии музейно-театрального проекта

Название проекту дала картина Поля Гогена «Чудесный источник». Полотна Галереи памяти Сергея Щукина и братьев Морозовых стали источником творческих идей для студентов, а весь спектакль-променад задуман как источник новых впечатлений для зрителей. Авторами и участниками проекта стали студенты и магистранты РГИСИ, режиссёрская мастерская Геннадия Тростянецкого (педагог-куратор Наталья Никуленко) и драматургическая мастерская Натальи Скороход.

Попадая в Главный штаб зритель попадает в начало проекта – Пролог.

Пролог
Пролог

Затем у полотен с пейзажами Моне фокусник переносит посетителей во Францию. Он словно ткет «письма из воздуха» и под знаменитую музыку вовлекает в свою игру окружающих его людей.

Письма из воздуха
Письма из воздуха

Следом рассказываются «Страшные сказки» о картине Эдгара Дега «Площадь согласия». Эскизный набросок картины при всех тиражирует по всей видимости сам художник и разбрасывает тираж вокруг себя.

Страшные сказки
Страшные сказки
Страшные сказки (фрагмент)
Страшные сказки (фрагмент)

А в параллельном мире у полотен Сезанна ожившая палитра пытается собрать кисти. И если делать все медленно и верно, то все получится. Тому доказательством служат действия двух импрессионистических существ.

Внимание к деталям
Внимание к деталям

И вот, наконец, постановка под названием «Запретный плод», рассказывающая о «Чудесном источнике» Гогена. Пять дев и плод манго. И придуманная драматургом Милой Романовой и поставленная режиссером Ше Муцзе история…

Запретный плод
Запретный плод
Запретный плод
Запретный плод

Самой романтичной темой проекта стала пластичная история «Муза на краю пропасти». Она посвящена картине «Амур и Психея» Мориса Дени и проигрывается в бывшем музыкальном зале Ивана Морозова. Вот и сейчас здесь звучит флейта…

Муза на краю пропасти
Муза на краю пропасти
Муза на краю пропасти
Муза на краю пропасти
Муза на краю пропасти
Муза на краю пропасти
Муза на краю пропасти
Муза на краю пропасти
Муза на краю пропасти
Муза на краю пропасти

Хэштегом #овкусахспорят отмечена «Гардеробная рапсодия». Персонажи художественного сериала из позапрошлого века сосуществуют со своими зрителями – сотрудниками музейного гардероба. Страсти накаляются! И не только среди костюмированных личностей.

Гардеробная рапсодия
Гардеробная рапсодия
Гардеробная рапсодия
Гардеробная рапсодия
Гардеробная рапсодия
Гардеробная рапсодия

О «Маленькой Италии» Фрэнка Герберта Мэсона рассказывает внук некой Сандры, который «спустя сто лет вышел из картины и посвятил свой стендап тоске по родной Италии». Неплохой вышел стендап. Слушается на одном дыхании.

Sono un Italiano
Sono un Italiano

Деконструкций назвали создатели проекта спор о полотнах Ван Гога одного экскурсовода Эрмитажа и одного из посетителей музея. Остальные же участники в их спор никак не вовлекаются… хотя могли бы.

Деконструкция
Деконструкция
Деконструкция
Деконструкция

Три девицы изображают трех женщин Пикассо. Правда картина, которую они пытаются «копировать находится позади актрис. А они: сидят, стоят, одна даже лежит на полу. Потом связываются воедино и уходят.

Три женщины
Три женщины
Три женщины
Три женщины

«Неловкое знакомство в окружении любовных историй мировой культуры» – так говорят создатели о следующей постановке у картины Матисса «Нимфа и сатир».

Превращение
Превращение

«Четыре человека пытаются преодолеть свое одиночество и молчание, прийти к говорению, к возможности сказать и быть услышанным – подобно «Черному квадрату» Казимира Малевича, где происходит движение от небытия, полного ничто к абсолютному свету и гармонии».

Белый звук
Белый звук

Билеты можно приобрести: на сайте Государственного Эрмитажа, в кассах музея в Главном музейном комплексе (Дворцовая наб., 34) и во входной зоне Главного Штаба (Дворцовая пл., 6/8); Стоимость билета: 1000 рублей для всех категорий граждан. Возврат билета возможен не позднее, чем за 3 дня до даты проведения мероприятия.

Представления: 6, 13, 20, 27 апреля и 4, 11, 18, 25 мая 2023 года.

Посещение променада по сеансам с 18:30 до 20:15.

Проект проходит при поддержке Генерального партнёра ПАО «Магнит» и Фонда «Эрмитаж XXI век».

© Анастасия Смирнова

Будьте первым, кто оставит комментарий!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.