Нажмите "Enter", чтобы перейти к контенту

Музей янтаря Александра Крылова

 Янтарь известен человечеству много тысяч лет, и интерес к нему не иссякал с течением времени, а становился все больше. Расцвет популярности солнечного камня пришелся на XVII-XVIII века. Поскольку янтарь являлся достоянием государства, все крупные находки этого камня в первую очередь поступали в казну.  Лишь мелкие кусочки, которые попадались жителям прибрежных территорий, могли быть использованы ими для своих нужд.  Такой закон существовал в России, Польше и Германии. Этим законом обеспечивалась возможность наилучшим мастерам изготавливать великолепные ларцы, кабинеты, люстры, алтарные кресты с распятием, разные ритуальные и бытовые вещи – бусы, курительные трубки и многое другое.
 В Гостином дворе  на втором этаже Перинной линии не так давно открылся Музей янтаря Александра Крылова.  В экспозиции присутствуют не только авторские работы, но и изделия мастеров более ранних периодов, которые были отреставрированы художником.  Александр Михайлович рассказывает о работе с янтарем:

«Первые работы с янтарем были для меня сплошным кошмаром. Я резал, кажется, все, что можно резать – кость, камень, раковины и даже стекло, но янтарь оказался самым сложным материалом. Что можно сделать из раковины, например, ясно с самого начала; работая с костью художник полностью свободен, не говоря уже о камне… А с янтарем до конца работы не знаешь, чего от него ожидать. Неизвестно, что содержит внутри этот маленький кусочек древней смолы? Это сейчас, когда появились навыки, я не испытываю таких проблем, а тогда все хотелось бросить: Материал очень капризный, хрупкий, колкий, его трудно сравнить с чем-либо. Но со временем я полюбил этот самоцвет, он пришелся мне по душе. Конечно, с твердым камнем работать легче, но все камни холодные, а янтарь теплый на ощупь. Они привлекает своим удивительным разнообразием и неповторимой природной красотой»

 Скульптуры из янтаря, ларцы и шкатулки, мебель и музыкальные инструменты – не смотря на разнообразие работ Александра Крылова, в его коллекции отдельное место занимают иконы. Александр Михайлович первым начал создавать иконы из янтаря, вот, что он сам рассказывает:  «Иконы из янтаря – совершенно новое направление. С них все начиналось – еще во времена работы над Янтарной комнатой. По вечерам я не уходил домой, как все, а продолжал работать. Некоторые из тогда созданных работ дожили до сегодняшнего времени. Янтарь – единственный теплый камень, и его свет и тепло идеально подходят для иконы. Это тема, которую я начал, и, как все новое, она еще находится в процессе развития. Но пока отрицательных отзывов я не слышал. Иконы создаются в той же технике, в которой воссоздана Янтарная комната. С включениями металла, кости, флорентийской мозаики, полудрагоценных камней. Янтарь прекрасно гармонирует с любыми материалами, объединяет камень, кость, кожу, металлы. Возьмем, к примеру, скульптуру «Александр Невский» – это одна из ранних работ, на которой я проверял возможности сочетания янтаря с другими материалами. Здесь и жемчуг, и кость, и камни, и металл – и все это не «ссорится», не диссонирует. А наоборот, поддерживает и дополняет. Интересно и сочетание янтаря с карельской березой – два таких разных и таких «русских» материала идеально ложатся друг на друга.» 

 Янтарь был известен еще несколько тысяч лет назад, и все это время он привлекал людей и занимал их умы тайной своего происхождения. Отсюда возникло множество красивых легенд о янтаре. Одна из них – литовская легенда о Юрате и Каститисе. ⠀⠀ 
 Было это давным дaвно, когда Пяркунас, бог Грома, был главным богом, а богиня Юрате жила на дне Балтийского моря в прекрасном янтарном дворце. Она была самая красивая из всех богинь и даже не представляла, что такое человеческая любовь. ⠀ 
 Однажды на берегу, где река Швянтои впадает в Балтийское море, своими сетями смелый рыбак Каститис ловил рыбок королевского царства. Юрате послала своих русалок, чтобы они предупредили Каститиса не мутить Балтийские воды и не пугать рыбок. Но рыбак не обращал внимания на русалок и продолжал бросать свои сети в Балтийское море. Юрате захотела узнать, кто же это не повинуется её воле, выплыла на поверхность моря и увидела Каститиса. Увидела и полюбила земного сына за его смелость и красоту. Чары любви овладели и сердцем Каститиса, и Юрате сумела заманить его в свой янтарный дворец. Про любовь богини к смертному человеку узнал бог грома Пяркунас и с гневом направил свои молнии на янтарный дворец и разрушил его. Каститис был убит им, а Юрате он  приковал к разваленным стенам когда-то прекрасного янтарного дворца. Омываемая морскими волнами, она до сих пор рыдает о Каститисе и печально закончившейся любви. Её рыдание такое волнующее, что вечно холодная, спокойная морская глубь начинает волноваться, бурлить и бушевать, выбрасывая из глубины и высыпая на побережье осколки янтарного дворца, разрушенного Пяркунасом. А мелкие кусочки янтаря – это слёзы Юрате, такие чистые, как когда-то бывшая её любовь.

 Александр Крылов – художник по янтарю, посвятивший 24 года своей жизни восстановлению Янтарной комнаты в Екатерининском Дворце Царского Села.  Он с успехом занимался колорированием янтаря, создавая необходимую гамму наборного декора. Художник так рассказывает о своей работе: «Я по образованию архитектор и какое-то время работал архитектором. Это было достаточно интересно, но результата приходилось ждать очень долго. В то же время у меня было хобби – я на кухне работал с деревом, металлом, раковинами. Мне предложили сделать несколько предметов для музея янтаря, который тогда открывался в Калининграде. Тема меня так завлекла, что я понял: архитектура осталась в прошлом. Потом вышло постановление ЦК КПСС и Совета министров СССР о воссоздании Янтарной комнаты. Когда мы начинали – с нуля – никто (кроме нас, нескольких энтузиастов, образованных, но нищих) в успех проекта не верил. Это было в 1979 году. А в 2003-м мы ее закончили. Я восемь лет был хранителем Янтарной комнаты – ведь за всем этим нужно присматривать. Мне было важно посмотреть, как будут «жить» янтарные панно непосредственно в музейном зале, как повлияет на них изменение температуры и влажности, что нужно сделать для сохранности комнаты.  Была идея установить специальные стеклянные ограждения с климатической системой – это, с одной стороны, способствовало бы поддержанию микроклимата, а с другой, дало бы возможность посетителям музея рассмотреть янтарные миниатюры и сюжетные композиции с достаточно близкого расстояния. Когда работа над самой Янтарной комнатой уже подходила к концу, я делал уменьшенный ее макет по вечерам. В 2007 году моя «личная Янтарная комната в миниатюре» выставлялась в Лувре.» У посетителей Музея янтаря есть возможность увидеть этот шедевр.

В Музее представлена также  коллекция подлинных  курительных трубок из янтаря 19 – первой половины 20 столетия.

Уникальна и Янтарная скрипка, созданная Александром Крыловым. Она  единственная играющая скрипка в мире, созданная из янтаря. Силу ее звука и инструментальные возможности были оценены известным современным скрипачом Сергеем Стадлером в 2006 году. Однако янтарная скрипка остается прежде всего экспонатом, художественным курьезом, которое возвращает нас, а точнее, ее автора, к отзвукам искусства барокко.⠀⠀ 

Чернышева Елена Кельмановна – куратор и хранитель экспозиции музея, искусствовед, музеевед, кандидат педагогических наук проводит познавательные экскурсии по Музею янтаря Александра Крылова. 

©По материалам Музея янтаря Александра Крылова 
© Фото Анастасии Смирновой

 

Один комментарий

  1. Алла Зиневич Алла Зиневич 26.01.2019

    «возможности сочетания янтаря с другими материалами» на фото красивы, и легенда понравилась!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *